Заместитель председателя Ассоциации историков Республики Молдова им. Александра Мошану, историк Ион Негрей утверждает, что путчи, предполагающие перевороты, происходят не просто так, а являются следствием некоторых реалий. В случае с большевистским путчем в России в октябре 1917 года есть несколько реалий, среди которых тот факт, что весь мир уже четвертый год находился в состоянии войны, было общее недовольство солдат, рабочих, крестьян, потому что война споровождалась большими разрушениями, человеческими жертвами и другими последствиями. Вместе с тем, перед октябрьским переворотом в феврале в России произошла Буржуазно-демократическая революция. Самодержавный монархический режим в России был свергнут, и был устанавлен либерально-демократический режим, хотя большинство были социал-революционными. Но большевики воспользовались кризисом, созданным Временным правительством, и спровоцировали в октябре переворот правительства. По словам историка, жители Бессарабии приветствовали правительсто Керенского, но октябрьский петч 1917 года не получил поддержки со стороны населения Бессарабии. Заявления были сделаны в ходе публичных дебатов „СССР: рожденный и уничтоженный путчами”, организованных Информационным агентством IPN.
Заместитель председателя Ассоциации историков Республики Молдова им. Александра Мошану заявил, что путчк 1991 года также произошел во время кризиса. Ведь советское общество, в конце 70-х-80 - х годах вступило в период всеобщего кризиса. „На фоне демократической эволюции цивилизованного мира, здесь, в пространстве Советского Союза, все ухудшалось. Октябрьский путч 1917 года не имела поддержки со стороны населения Бессарабии. Правительство Керенского приветствовали бессарабцы, и бессарабцы возлагали большие надежды на демократическую федерацию государств. Они приветствовали это, вписались в это демократическое движение, сформировали Молдавскую национальную партию, разработали программу автономии Бессарабии в рамках демократической федерации народов России. Они строили планы демократического, либерального строительства и т. д.”, - объяснил историк.
По его словам, с переворотом большевиков в октябре 1917 года происходит изменение программы национального движения Бессарабии. Состоялся переход от программы автономии, демократической федерации к программе отдельного создания молдавского государства.
„И созыв парламента страны (Sfatul Țării) через месяц после захвата власти большевиками в ноябре материализуется провозглашением Молдавской Демократической Республики в перспективе создания Федеративной демократии в России. Но Молдавская Демократическая Республика, провозглашенная парламентом страны 2 декабря 1918 года, имела все элементы государства и не предусматривала никакой связи с ленинским правительством. Напротив, он оставлял себе перспективу решать судьбу этой республики. Поскольку демократическая перспектива изменилась и пришло ленинское правительство, все связи были разорваны”,- отметил Ион Негрей.
Он отметил, что тога, когда большевики хотели организовать путч и в Кишиневе, чтобы убрать парламент страны, бессарабцы выбрали путь объединения с Румынией. „Таким образом, 24 января 1918 года провозглашается независимость Молдавской Демократической Республики, что должно было означать разрыв любых отношений с бывшей Российской Империей, ставшей советской. А 27 марта 1918 года парламент страны провозглашает союз с Румынией. Таким образом, мы были спасены от эффектов путча 1917 года. Бессарабцы начали развиваться в национальных демократических условиях румынского государства с момента объединения и до другого момента – подписания пакта Риббентропа-Молотова и анекции Бессарабии в июне 1940 года Советским Союзом. И именно тогда последовало влияние октябрьского путча 1917 года, которое проявилось в диктатуре, репрессиях, преследованиях, депортациях, голоде и т. д. То, что русское общество ощутило на своих плечах в 20-30-е годы, на нас эти вещи свалились в 40-е годы и в послевоенный период, и, возможно, еще жестче”, - добавил историк.
Dezbaterea publică cu tema „URSS: născută și distrusă de puciuri”, este ediția a 15-a din ciclul „Impactul trecutului asupra proceselor de consolidare a încrederii și păcii”, desfășurat de Agenția de presă IPN cu sprijinul Fundației germane „Hanns Seidel”.