Премьер-министр Ион Кику считает, что нет необходимости в реформе юстиции, чтобы „вылечить” этот сектор. По его словам, „исцеление” сектора может иметь место и с нынешними инструментами до тех пор, пока не будет введен механизм внешней оценки судей, передает IPN.
Представляя перед прессой отчет о 100 днях деятельности правительства (после того, как ему не удалось это сделать на пленарном заседании парламента), Ион Кику выразил надежду, что с восстановлением функциональности, Высший совет магистратуры и прокуратура смогут сыграть важную роль в борьбе с коррупцией среди судей. По его словам, в частности, государственные органы „займутся судьями, из-за которых Молдова уже выплачивает сотни миллионов леев в результате решений ЕСПЧ”.
„Мы видим, что к 70 млн. леев, поступивших к оплате на этой неделе в результате потери в ЕСПЧ одного дела за 2011 год, в конечном итоге приходят еще большие суммы. Эти преступления, совершенные судьями, еще дороже обойдутся нам. Мне ясно, кто должен за это заплатить, и я об этом уже заявил”, - отметил премьер.
Ион Кику рассчитывает на поддержку депутатов, когда правительство представит проект по изменению законодательства, чтобы „судьи больше не могли защищать тех, кто нанес ущерб государству на миллионы, блокируя регрессные иски Министерства юстиции”. Премьер подчеркнул, что не все судьи коррумпированы, и многие из них заслуживают уважения.
Концепция реформы юстиции должна быть широко обсуждена с гражданским обществом, политическими партиями, профессионалами в этой области, партнерами по развитию, говорит глава правительства. „Через несколько дней мы организуем при поддержке партнеров из Совета Европы, ЕС, США и др. мероприятие по согласованию концепции реформы под эгидой премьер-министра”, - сказал Ион Кику. Компетентные органы государства будут проверять неподкупность и соответствие расходов судей с официально объявленными доходами.
Премьер-министр заявляет, что разработал и продвинул через правительство проекты по изменению законодательства и Конституции, направленные на снижение возможности участия политики в правосудии. „Например, я проголосовал за исключение министра юстиции из ВСМ, сократил полномочия президента страны при назначении судей”. Премьер надеется, что эти изменения поддержат и парламент.