„В политической борьбе между проевропейскими и пророссийскими силами Молдовы, по сути, идет борьба за модель управления страной...”
---
Электоральный детерминизм против суицидального детерминизма
15-17 марта 2024 года в Российской Федерации состоялись президентские выборы, в ходе которых Владимир Путин был переизбран на пост главы государства на очередной шестилетний срок. Необходимость переизбрания Путина продиктована тем, что его 25 лет у руля России оказались недостаточными для решения проблем страны. За новым сроком почти наверняка последует еще как минимум один шестилетний срок, в результате чего срок его непрерывного правления составит 37 лет, как это предусмотрено Конституцией России, поправки в которую были внесены в 2020 году.
Цифра в 37 лет правления является в некотором роде знаковой. В этой связи не случайно Владимир Путин прибег в интервью Такеру Карлсону к изложению истории России, начиная с 862 года, чтобы продемонстрировать, что все события неразрывно связаны между собой. Ведь с 862 года три правителя России правили по 36 лет: Всеволод Юрьевич Великий (1176-1212), Василий I (1389-1425) и Петр I Великий (1689-1725). При нынешних конституционных рамках Владимир Путин превзойдет эту тройку, сравнявшись с Иоанном IV Грозным, который правил 37 лет в 1547-1584 годах. Однако, с учетом конституции Владимир Путин не сможет обогнать только Иоанна III, внука Иоанна Грозного, правившего Россией 43 года с 1462 по 1505 год.
Для решения этой проблемы, судя по всему, потребуется еще одна поправка к Конституции, которая изменит сроки правления Путина. Новая перезагрузка даст Путину еще как минимум два президентских срока подряд, до 2048 года, а непрерывный срок пребывания у руля России составит 48 лет. Это в случае если за это время он не нажмет Красную кнопку для возможного Game Over. Это возможно в рамках трансформации электорального детерминизма в суицидальный, апокалиптический детерминизм, настойчиво продвигаемый путинскими политологами и придворными философами, такими как Сергей Караганов и философ Александр Дугин.
Если обратиться к современной истории, то смысл поправки к Конституции России от 2020 года заключался в том, чтобы гарантировать Путину срок правления, который превысил бы срок пребывания Сталина у руля СССР. Последний взял бразды правления в свои руки в 1922 году, будучи избранным Генеральным секретарем ЦК партии большевиков, и не выпускал их из рук в течение 31 года, вплоть до своей смерти в марте 1953 года. Естественно, чем дольше были сроки правления российских правителей, тем ожесточеннее и масштабнее были политические репрессии против оппонентов. Почему так происходит? Потому что в исторической ткани России есть только периоды репрессий или смутного времени, включая последствия правления Бориса Ельцина, tertium non datur. По мнению путинских идеологов, задача их кумира - покончить со смутными временами, чтобы начать новую эпоху репрессий для обеспечения величия России, выполнения мессианских задач.
Нет никаких сомнений в том, что путинский режим всецело привержен идее репрессий во имя величия. Так, после большевистского переворота 1917 года в списке лидеров, прибегавших к массовым репрессиям, Владимир Путин уступает только Иосифу Сталину, опережая всех остальных генсеков КПСС. Так, за последние шесть лет правления Путина „прямым репрессиям в России подверглись более 116 тыс. человек, из которых 11 442 человека были привлечены к уголовной ответственности, а около 105 тысяч - к административной за высказывания и участие в митингах”. Для сравнения: во времена правления Никиты Хрущева (1953-1964) по статьям Уголовного кодекса „Антисоветская агитация и пропаганда” и „Распространение заведомо ложных сведений” было осуждено всего 4 883 человека. В последующие годы, вплоть до перестройки 1985 года, по этим статьям были осуждены еще меньше - 3234 человека.
Единственная интрига переизбрания Путина...
Итак, на выборах 15-17 марта 2024 года Владимир Путин был переизбран на пятый президентский срок. В этой связи следует отметить, что ни в одной из пяти кампаний Путин не принимал участия в предвыборных дебатах, хотя каждый раз различными способами ему обеспечивалось абсолютное большинство голосов. Кроме того, ни разу по окончании президентского срока Путин не представил отчет о выполнении своих предвыборных обещаний. Более того, он прибегал к изменению конституции столько раз, сколько ему было нужно, чтобы обеспечить продление срока своих полномочий, забывая о данных ранее обещаниях.
Электоральные результаты Путина, несмотря на его неучастие в предвыборных дебатах и отказ сообщать о невыполнении предвыборных обещаний, объясняются мастерством политтехнологов, обслуживающих его интересы. Предвыборные технологии, используемые Владимиром Путиным, основаны на так называемых неформальных социальных контрактах, согласованных с большинством электората. Смысл социальных контрактов заключается в решении острых социальных проблем в обмен на отказ от оспаривания качества управления. Акцент был сделан на постимперский синдром россиян. Так, в своей первой президентской избирательной кампании Путин, будучи представителем коррумпированного ельцинского клана, пообещал российскому электорату безопасность. Это спровоцировало вторую чеченскую войну после серии взрывов сомнительного происхождения осенью 1999 года. Лозунгом предвыборной кампании было - уничтожить террористов «в сортире».
Второй социальный контракт Путина с избирателями на 2004-2005 годы заключался в повышении благосостояния населения на фоне резкого роста цен на углеводороды и расширения экспорта углеводородов в Европу. В этот период на фоне растущего благосостояния начался процесс урезания прав граждан и уничтожения оппозиции, естественно, в обмен на процветание. Третий социальный контракт, рассчитанный на 2012-2018 годы, был предвосхищен на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 года, когда была выдвинута идея восстановления величия России в рамках перестройки мирового порядка с целью построения многополярного мира. Первым испытанием этого контракта стала война против Грузии в августе 2008 года, а кульминация была достигнута в 2014 году с аннексией Крыма и началом войны в Донбассе. Четвертый социальный контракт, рассчитанный на период 2018-2024 годов, основывался на обеспечении суверенитета России на фоне санкций, введенных международным сообществом за аннексию Крыма на основании так называемых майских указов 2018 года. В декабре 2021 года началась подготовка к пятому социальному контракту, который включал угрозы в адрес НАТО и намерение отозвать подарки русского народа, чтобы собрать русские земли. Кульминацией этого стало начало военной агрессии против Украины 24 февраля 2022 года.
В ходе недавней президентской избирательной кампании в парадигме построения нового мирового порядка и собирания русских земель Путин уничтожил всех своих потенциальных конкурентов, пообещав после 25 лет пребывания у власти сформировать новую элиту, способную обеспечить суверенитет России и построить новый мировой порядок. Естественно, что новая элита будет избрана из участников агрессии против Украины и потенциальных военных преступников.
Естественно, что на фоне задач, поставленных в последнем социальном контракте, предложенном Путиным, Центральная избирательная комиссия России вознамерилась продемонстрировать, что президентские выборы в России отмечены невиданной в электоральной истории человечества интригой. С этой целью была организована конференция, на которой оценивались шансы возможного контракандидата Путина занять второе место среди трех кандидатов, зарегистрированных на выборах. В этом смысле философ Александр Дугин обосновал роль Путина как непререкаемого суверена, который участвует в выборах только для ритуальной интронизации. В том же духе главный путинский пропагандист Владимир Соловьев призвал российских избирателей прийти на выборы, чтобы присягнуть Путину на верность.
Наблюдатели из Молдовы на интронизации Путина
С точки зрения политической оппозиции Молдовы, на новых выборах Владимира Путина произошли любопытные вещи. Так, хотя российские власти объявили, что среди международных наблюдателей на интронизации Владимира Путина будут представители Республики Молдова, трудно назвать хоть одну политическую партию, которая заявила бы о том, что направляет своих наблюдателей.
Ни БКС, ни многочисленные клоны Партии ШОР не заявили о своем участии в миссии по наблюдению за процессом узаконивания права Владимира Путина нажимать красную кнопку.
В таких условиях остается только надеяться, что это проявление трусости дорого им обойдется, поскольку эти партии могут быть лишены финансовой поддержки Кремля. Конечно, нельзя исключить, что молдавские пропутинцы все же возьмут себя в руки и ответят за участие в российских выборах. Наблюдаемое может быть крайне полезным для молдавских избирательных властей в плане изучения методов организации выборов в течение трех дней, демократического способа регистрации кандидатов или организации избирательного конкурса для определения победителя в борьбе за второе место и т.д.
Выводы
Граждане и политический класс Республики Молдова должны извлечь уроки из так называемого избирательного процесса в Российской Федерации, который из предвыборной борьбы превратился в ритуал возведения на престол Владимира Путина.
В политической борьбе между проевропейскими и пророссийскими силами Молдовы, по сути, идет борьба за модель управления страной. В случае победы Пятой колонны будущее страны и ее модель управления не могут быть иными, кроме как путинскими. Поэтому в указанных обстоятельствах возможный референдум о внесении в Конституцию цели европейской интеграции станет чрезвычайно важным тестом для выбора вектора региональной интеграции Республики Молдова. Естественно, что не стоит питать иллюзий относительно необратимости европейского вектора, даже если референдум подтвердит проевропейскую позицию большинства.