90% жителей левобережья Днестра имеют гражданство Республики Молдова. Это лучший показатель, когда мы говорим о перспективах решения приднестровской проблемы, отметил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов „32 года неоконченной войны”, организованных Информационным агентством IPN.
Эксперт сослался на моменты, когда государство-агрессор Российская Федерация предпринимала попытки втянуть Республику Молдова в опасные ловушки под предлогом поиска решений приднестровского конфликта. „Первая ловушка была нам устроена в июле 1992 года при подписании соглашения о прекращении огня в зоне приднестровского конфликта. Вторая ловушка, устроенная осенью 1994 года, произошла при подписании соглашения между РМ и РФ о сроках вывода российской армии. Синхронизация ведь означала, что так называемые власти Приднестровья не признают вывод российских войск из приднестровского региона, соответственно, Российская Федерация не выводит их, поскольку приднестровские лидеры не приемлют политического решения конфликта. Очередная ловушка, устроенная позже, состоялась в мае 1997 года, когда шла речь о возможной конфедерации РМ и Приднестровья”, - отметил эксперт.
Игорь Боцан говорит, что памятным является и 3 июля 2002 года, когда у власти были коммунисты. В тот день в Киеве через Миссию ОБСЕ был предложен новый план федерализации Республики Молдова, который предусматривал принятие новой Конституции страны, скопированной с Конституции Российской Федерации. В этом контексте эксперт упомянул и меморандум Козака 2003 года, отвергнутый в последний момент президентом Владимиром Ворониным. В последний момент в меморандуме появился пункт, предусматривавший размещение на правом берегу Днестра контингента численностью в 2000 российских солдат, который должен был обеспечить реализацию проекта асимметричной федерализации.
Окончательным решением, к которому пришли молдавские власти, стало „принятие Закона об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)”, рамочного закона, в котором говорится, что территория страны неотчуждаема, и Республика Молдова – унитарное государство.
Аналитик Игорь Боцан предлагает ответ тем, кто говорит, что у Республики Молдова нет проекта по урегулированию приднестровской проблемы. „Я могу им твердо сказать, что он есть. Этому проекту 20 лет, если бы строго соблюдалась Конституция Республики Молдова”.
По словам эксперта, пока существует эта агрессия РФ против Украины, молдавские власти должны проводить информационную работу с гражданами левобережья Днестра. 90% жителей региона имеют молдавское гражданство. Это лучший показатель, когда мы говорим о перспективах решения приднестровской проблемы. Республика Молдова имеет ограниченный потенциал для быстрого решения по всем направлениям, но это не означает, что наша страна не может иметь аргументированную политику по восстановлению территориальной целостности страны, отметил Игорь Боцан.
Помнить о событиях 1991-1992 годов необходимо, говорит эксперт. Надо сказать, что национально-освободительное движение началось после принятия 19-го Постановления КПСС о демократизации советского общества. Граждане Молдовы, как и других союзных республик, поверили в добрую волю тех, кто принял постановление. То, что в результате были затронуты вопросы культурной идентичности и языка, является естественным аспектом. Проблема в том, как реагировать на все эти естественные претензии. Нападения на полицейские участки, участие 14-й армии в действиях по противодействию национально-освободительному движению – это то, о чем должны помнить граждане, желающие лучшего будущего для Республики Молдова.
31-е публичные дебаты на тему „32 года неоконченной войны” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.