В прошлом году в Молдове было разрешено в три раза больше прослушиваний телефонных разговоров, чем в такой стране, как Великобритания, которая сталкивается с большим риском терроризма и имеет население почти в 20 раз больше, отмечается в новой статье проекта sic! Однако, компетентные учреждения никак не объяснили этот факт.
В аналитическом материале Центра юридических ресурсов „Прослушивание телефонных переговоров в Республике Молдова: прогресс или регресс?”, обновлённом в феврале 2016 года, авторы Сорина Макринич и Владислав Грибинча квалифицируют ситуацию относительно прослушивания телефонных разговоров как „особо тревожную” и отмечают, что „разрешение на прослушивание выдается почти автоматически”.
„Данные о подслушивании телефонных разговоров указывают на тревожную тенденцию”, отмечается в статье sic! Если в 2013 году количество уполномоченных прослушиваний составило 2.915, то в 2014 году выросло до 5.952, и почти до 9.962 в прошлом году. Однако данные МВД и прокуратуры не показывают какого-либо значительного роста тяжких преступлений в Молдове в этот период. „Что именно изменилось?”, задаются вопросом авторы статьи.
В статье сделано сравнение с ситуацией в Великобритании. С учетом численности населения, британское правосудие допускает 36,5 прослушиваний на миллион человек. В Молдове на каждый миллион жителей разрешено 2.799,1 прослушиваний, то есть в 76 раз больше.
„Ни прокуратура, ни Офис адвоката народа, среди других учреждений, не пришли, чтобы объяснить этот показатель, причины такого большого роста прослушиваний с 2013 года”, отмечает sic!
В более широком контексте, авторы статьи задаются вопросом: „И тогда, насколько мы можем верить в гарантии, обещанные государством в остальных случаях?”, например, в поправках, известных как „Big Brother”.
Статья сопровождается видеоклипом, который синтезируют ее содержание.
Полный текст статьи (на румынском) можно прочитать на странице проекта sic.md.
sic! это проект Агентства IPN, реализуемый при финансовой поддержке Фонда Сороса в Молдове. Цель проекта sic! выявить в общественно-значимых публичных заявлениях ложь, неточности и манипуляции, сообщить гражданам о них в простой и доступной форме.