logo

Годовщина пожара на улице Узинелор. Рассказ пожарного


https://www.ipn.md/ru/godovshchina-pozhara-na-ulitse-uzinelor-rasskaz-pozharnogo-7978_1038127.html

11 ноября является совсем не рядовой датой для Анатолие Мидоние, начальника смены в Республиканском центре оперативного реагирования при Генеральном инспекторате по чрезвычайным ситуациям. Это дата имеет для него двойное значение. В этот день его ребёнок отмечает свой день рождения. Но в этот же день, 11 ноября прошлого года, он отправился на работу, а несколько часов спустя приступил к тушению крупнейшего пожара за десять лет своей службы – пожара на улице Узинелор. В тот день он потерял своего друга и коллегу, пожарного Ивана Нагайлыка.

Анатолие Мидоние очень хорошо помнит 11 ноября 2016 года. В тот день его мальчику исполнилось четыре года, но, поскольку это была его смена, утром он отправился на работу. День казался самым обычным до тех пор, пока, между 10 и 11 часами, не поступил вызов с сообщением о том, что горит склад на улице Узинелор. Более того, одновременно пожару был присвоен ранг „Вызов №2”  (из трёх возможных). На место возгорания были стянуты дополнительные пожарные расчёты.

Пока машина везла пожарную команду на улицу Узинелор, её участники обсуждали планы тушения. Прибыв на место происшествия, пожарные поняли, что горит четвёртый этаж склада, но не было ясно, какая площадь охвачена огнём. Пожарные были распределены по отдельным секторам, каждый из них выполнял свою задачу. Первоочередная задача состояла в том, чтобы спасти людей, потому что не было известно, остался ли ещё кто-то внутри здания: эвакуированные из него люди давали разноречивые показания. Свидетели утверждали, что внутри оставались ещё два человека. Были организованы поисковые команды, которые проникли в горящее здание с помощью пожарных автолестниц. Одного человека удалось спасти, второй же погиб, о чём стало известно позднее.

Как рассказывает Анатолие Мидоние, во время пожара он взобрался по автолестнице на уровень четвёртого этажа и включил подачу воды, чтобы затушить пламя. Он понимал, что охваченная огнём площадь чрезвычайно велика. От стоявших возле горящего здания людей он узнал, что на складе хранились легковоспламеняющиеся материалы, что привело к быстрому распространению огня. Поскольку пожар бушевал высоко над землёй, потушить его было трудной задачей. Всё же, принятые пожарными меры не позволили пламени распространиться на соседние этажи. Тушение проходило сложно, и пожарные были вынуждены сменять друг друга через некоторое время.

Самым трудным моментом, признаётся Анатолие Мидоние, стал тот, когда по радио объявили, что один из пожарных оказался заблокирован внутри здания. Спустя некоторое время он узнал, что выжить этому пожарному не удалось, и что речь идёт о его коллеге и друге Иване Нагайлык, который на тот момент был руководителем пожарной команды. Иван Нагайлык предпринял действия для спасения человека, который, как предполагалось, всё ещё находился в здании. Но, как выяснилось позднее, пожарный сорвался вниз.

До последнего момента коллеги пожарного надеялись, что его удастся реанимировать, и он выживет. Даже находясь под влиянием причиняющих боль эмоций, Мидоние понимал, что он должен подняться по лестнице и продолжить тушение пожара. Тем временем пожару был присвоен ранг „Вызов №3”, как это делается в случае сложных возгораний. Пожарный не припоминает, чтобы за десять лет службы ему приходилось участвовать в тушении столь крупного пожара – как с точки зрения его площади, так и в плане высоты, на которой произошло возгорание.

Спустившись на землю по автолестнице, Анатолие Мидоние обнаружил на телефоне десятки пропущенных звонков от родных и друзей. Прежде всего он позвонил жене. Домашние уже знали о пожаре и гибели одного из пожарных. Напряжение было велико. Кадры пожара транслировались в новостных выпусках и в Интернете – в социальных сетях.

На месте пожара Мидоние находился до утра следующего дня. В течение всего этого времени, по его воспоминаниям, собравшиеся вокруг люди проявляли большую отзывчивость. Они пришли для того, чтобы угостить пожарных продуктами питания и чаем. Утром, отработав смену, Мидоние поехал домой, но так и не смог сомкнуть глаз. Позднее он узнал о том, что пожар ликвидирован, но даже после того, как огонь был потушен, пожарные некоторое время оставались на месте происшествия, отслеживая ситуацию.

Анатолие Мидоние рассказывает, что пожарные делают всё возможное для предотвращения чрезвычайных ситуаций, если же эти ситуации случаются, то сначала они спасают людей, а уже потом – имущество. Мидоние участвовал в тушении многих пожаров, тушил склад на улице Зелинского и столичный ресторан Butoiaș. Важнее всего благодарность, говорит он. Когда тебя ценят, ты не думаешь о зарплате. Он вспоминает о случае в секторе Ботаника, когда девушка-подросток угрожала выброситься со здания, но, после долгих уговоров, спасатели убедили её не делать этого шага и спустились вместе с ней, а собравшиеся внизу люди встретили их аплодисментами.

Кроме того, отмечает Анатолие Мидоние, руководство предприятий должно осознавать, что обеспечение пожарной безопасности может помочь предотвратить трагедию. Помещения должны быть оснащены огнетушителями, контрольно-сигнальным оборудованием, детекторами дыма, и в этих условиях, даже если и возникает чрезвычайная ситуация, легче принять меры для тушения огня. Люди должны соблюдать безопасность и обеспечивать её, сводя риски к минимуму, сохранять бдительность при пользовании бытовой техникой и печами. Пожарный также призывает людей сохранять спокойствие в чрезвычайных ситуациях, чтобы иметь возможность трезво оценивать происходящее. Иногда и одна минута может оказаться решающей, потому что ценность времени крайне высока. Сначала следует позвонить на номер 901, а затем попытаться самостоятельно принять надлежащие меры, не подвергая свою жизнь опасности.

Елена Нистор, IPN