logo

Гибридная война: проявления, опасности, решения. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/ru/gibridnaya-voyna-proyavleniya-opasnosti-resheniya-debaty-ipn-8004_1096425.html

Несколько недель назад несколько молдавских политиков объявили, что на 17 апреля власти страны готовят кровавый военный конфликт на границе с приднестровским регионом. Среди деталей, которые должны были произвести впечатление на общество, были названы 20 тыс. военных и полицейских, иностранный военный контингент, а также три тысячи гробов, понятное дело, для будущих жертв резни. Трагедия не произошла, даже если объявление было сделано с трибуны Парламента Республики Молдова. Более того, не было и нет никаких признаков того, что что-то подобное могло произойти. Тема обсуждалась в качестве тематического исследования участниками публичных дебатов на тему „Гибридная война: проявления, опасности, решения”, организованных IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что гибридная война - это война, в которой враждебные действия нападающей стороны направлены на уничтожение противника посредством скрытых операций, саботажа, кибервойны, дезинформации, поддержки инсургентов, действующих на атакуемой территории и т. д. Происхождение гибридной войны древнее. Война может быть не только обычной, в классической форме, с оружием в руках, но также может быть холодной войной, когда страны противостоят друг другу на идеологическом или экономическом уровне. Точно так же в рамках гибридной войны не всегда необходимо отправлять танки на территорию другой страны, могут быть начаты диверсионные операции по дестабилизации государств, после чего объявляются специальные военные операции, якобы для установления мира.

Одним из ключевых факторов гибридной войны является дезинформация населения. Современные цифровые платформы и социальные сети позволяют субъектам гибридной войны легко влиять на гражданское население в ущерб атакованному государству, публикуя фальшивые новости. В гибридной войне противник возлагает большие надежды на действия диверсионных, саботажных групп, которым поручено уничтожить страну изнутри, или противник развращает граждан гибридно-атакованного государства, ставя их на службу агрессору. Правовая основа борьбы с противником, которая ведет гибридные войны, касается безопасности государства, его спецслужб. В случае Республики Молдова являются красноречивыми публичные дебаты по Закону о полномочиях СИБ. Если противнику не удается вести гибридную войну, он начинает открытый вооруженный конфликт. Для таких случаев для защиты гражданского населения и военных были определены законы войны. Они основаны на международном гуманитарном праве.

Исполнительный директор Европейского института политических исследований Наталья Спыну считает, что граждане должны понимать и вносить свой вклад в борьбу с гибридной войной посредством правильного информирования. Потому что, если каждый гражданин проведет различие между „Что означает ложное сообщение, пытающееся ввести нас в заблуждение или посеять панику, тогда население внесет свой вклад вместе с государственными учреждениями в безопасность государства”. Она утверждает, что каждое министерство должно отслеживать и сообщать о случаях гибридной войны силовым учреждениям, которые отвечают за государственную безопасность, для принятия дальнейших мер. Учитывая тот факт, что Наталья Спыну работала и продолжает деятельность в кибер-сфере, она сказала, что очень трудно заметить признаки гибридной атаки в этой области. В этой области все намного сложнее, потому что в киберпространстве нет границ, и злоумышленник очень легко может проникнуть в определенную страну, чтобы начать атаку. Она считает, что наибольшие риски связаны с критически важной инфраструктурой, включая энергетику, водопровод, газопровод.

Наталья Спыну говорит, что злоумышленнику нужен компьютер и подключение к интернету. То же самое и с государством. Вся конфиденциальная информация, секретная информация, вся критическая инфраструктура подключена к интернету, и если уязвимости не отслеживаются и не проводятся оценки рисков и не принимаются меры, такие как оценка правовой базы и просвещение населения, тогда последствия могут быть серьезными. Она считает, что Республика Молдова не должна тратить время и извлекать уроки печальных уроков украинских коллег, ссылаясь на кибератаки 2014 года, когда пострадали многие государственные и частные учреждения, а также около 90 других стран, но и учиться на передовой практике других стран. Они должны быть реализованы и не ожидать кризиса, когда население будет паниковать и необходимая связь будет невозможной.

Генеральный секретарь Коалиции за единство и благосостояние, бывший посол Республики Молдова в Литве Игор Клипий добавил, что в некоторых интерпретациях гибридная война по-прежнему заключается в использовании внутренних ресурсов общества против его интересов, и что оно этого не осознает. Противник в случае Республики Молдова очень внимательно изучает уязвимости молдавского общества и манипулирует против нас. По его мнению, проблема гибридной войны не так сложна в теории, но сложна в практике, поскольку предполагает вмешательство по конкретным темам и политическую волю. Это требует быстрых и трудноформулируемых реакций.

Он добавил, что такая информация, как о подготовке кровавого военного конфликта на границе с приднестровским регионом с „военными и полицейскими, иностранными военными контингентом, а также тремя тысячами гробов”, является верхушкой айсберга анти-Молдавской пропаганды, целью которой является поддержание разногласий, страха, создание тем для ложных дискуссий. Это потому, что Республика Молдова, проиграв войну на Днестре 30 лет назад, до сих пор не сделала правильных выводов, не укрепила свои вооруженные силы. По его словам, когда кто-то говорит, что Республика Молдова хочет атаковать приднестровский регион, он упускаете из виду тот факт, что у Молдовы нет армии. Таким образом, Молдова не имеет реальной возможности сделать это. Помимо того, что для этого нет подготовленного морального духа общества. Игор Клипий убежден, что идея этих заявлений заключается в том, чтобы сохранить в обществе страх. Это постоянная манипуляция, которая поддерживает ложные темы для дебатов.

280-е дебаты „Гибридная война: проявления, опасности, решения” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организовало Информационное агентство IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.