В течение прошлого года в Высший совет прокуроров поступило 270 жалоб от граждан с ходатайствами о проверке учреждением деятельности прокуроров. Хотя ВСП не обладает полномочиями для проведения уголовно-процессуальных расследований, председатель Совета Анжела Мотузок отметила, что эти петиции вызывают серьёзную озабоченность по поводу профессионализма прокуроров. Генеральный прокурор Александр Стояногло также заявил, что, вступив в должность, он обнаружил „прокуратуру, будто оторванную от реальности”, „прокуратуру, в которой права человека больше не имеют ценности, в которой культ страха и силы получил статус нормального порядка вещей”, передаёт IPN.
Анжела Мотузок отметила, что в 2019 году было проведено 51 дисциплинарное разбирательство, по итогам которых были применены наказания в виде выговора, предупреждения, снижения заработной платы, а также освобождения от должности. Кроме того, в Прокурорскую инспекцию было направлено 170 запросов в отношении прокуроров. Глава ВСП также напомнила об изменениях, внесённых в Закон о прокуратуре. Вместе с тем, в 2019 году ВСП впервые уведомил об имеющихся у него опасениях Консультативный совет европейских прокуроров. По итогам публичного обсуждения европейская структура вынесла своё заключение, отметив, что следует избегать любого необоснованного вмешательства в деятельность прокуроров со стороны других ветвей государственной власти, в особенности при отборе прокуроров, при их назначении и продвижении по службе.
Одной из приоритетных задач прокуратуры Александр Стояногло назвал невмешательство в работу экономических агентов, за исключением случаев нарушений, выявленных уполномоченными органами и подлежащих уголовной ответственности.
„Я запрещаю устраивать маски-шоу у экономических агентов, арестовывать бизнесменов за экономические и финансовые проступки, производить иные специальные следственные действия и действия по уголовному преследованию, не вытекающие из реальной ситуации. Оценка этой деятельности за предыдущий период продемонстрировала абсолютную неэффективность этих мер и привела к массовым нарушениям прав человека, к уничтожению бизнеса, к незаконным расследованиям в отношении многих сотен людей”, - отметил генпрокурор.
По его словам, ещё более трагична ситуация, когда незаконные расследования проводятся в отношении граждан. Следили практически за всеми: от политических и гражданских активистов, неудобных адвокатов, бизнесменов и журналистов, до простых граждан. Соревнование в проведении маски-шоу, задержаний, арестов, обысков стало обычным рабочим набором, особенно для двух специализированных прокуратур. „Мы дошли до того, что Европейский парламент выступил с заявлением, в котором он признал, что в Республике Молдова имеются политические дела, и призвал наши власти принять меры по восстановлению прав людей”, - сказал Александр Стояногло.
В заседании приняли участие 508 прокуроров из 720, предусмотренных штатным расписанием.