Генеральная прокуратура завершила расследование и направила в суд уголовное дело, в рамках которого бывший глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь обвиняется в „злоупотреблении служебным положением”, „подделке публичных документов” и „вмешательстве в осуществление уголовного преследования”. Об этом заявил на пресс-конференции глава Генеральной прокуратуры Александр Стояногло, передаёт IPN.
Сообщив подробности дела, генпрокурор отметил, что в конце декабря 2016 года экс-глава Антикоррупционной прокуратуры лично получил от Влада Плахотнюка жалобу, датированную 26 декабря 2016 года, в которой лидер ДПМ требовал привлечь к уголовной ответственности Вячеслава Платона за клеветнический донос, поданный в Управление по расследованию преступлений организованной преступности и терроризма (DIICOT) Румынии. Жалобу доставил в Антикоррупционную прокуратуру сам Виорел Морарь, „забывший”, однако, о её существовании до марта 2017 года, когда он отдал распоряжение одному из подчинённых-прокуроров её рассмотреть. Морарь приказал прокурору начать задним числом уголовное преследование в отношении Вячеслава Платона за клеветнический донос, подготовить проект постановления о наделении Антикоррупционной прокуратуры полномочиями для проведения уголовного преследования по данному делу, а также проект постановления о формировании следственной группы.
В результате этих действий все жалобы и заявления, поданные ранее и впоследствии Вячеславом Платоном против Плахотнюка, квалифицировались Антикоррупционной прокуратурой как ложные и клеветнические, без проверки представленных в них фактов. Александр Стояногло утверждает, что такой же оказалась и судьба дела, возбуждённого румынским DIICOT на основании доноса Вячеслава Платона, в котором тот требовал привлечь к уголовной ответственности Плахотнюка и других лиц за ряд особо тяжких преступлений, таких как мошенничество, шантаж, отмывание денег, незаконное присвоение акций некоторых молдавских банков и коммерческих компаний, а именно: „Victoriabank”, „Banca de Economii”, „Asito”, „Victoria Asigurări” и „Alfa Engineering”.
По словам Александра Стояногло, „главной целью этих действий была заинтересованность экс-главы Антикоррупционной прокуратуры в сохранении политической поддержки и прикрытия со стороны лидера Демократической партии, с которым он был знаком лично. Последний имел конфликт с Вячеславом Платоном”. Как отметил генеральный прокурор, хотя осенью 2016 года Антикоррупционная прокуратура располагала конкретной информацией о причастности Влада Плахотнюка и его окружения к „краже миллиарда”, он так никогда и не был заслушан в качестве предполагаемого преступника, причастного к этому преступлению, он пользовался защитой, и ему позволили беспрепятственно покинуть страну летом 2019 года”.
В рамках этого же дела бывший генеральный прокурор и один из бывших подчинённых обвиняемого имели статус свидетелей, „поскольку не было установлено, чтобы их действия были совершены из-за материальной заинтересованности или иных личных интересов – являющихся обязательными элементами для юридической квалификации деяния в качестве преступления”.
Бывший глава Антикоррупционной прокуратуры находится под предварительным арестом, а сегодня прокуроры подадут ходатайство о продлении ордера на его арест ещё на 30 дней.