Генеральный прокурор Александр Стояногло утверждает, что готов встретиться с избранным президентом Майей Санду и предоставить ей всю информацию о деятельности органов прокуратуры. „Я уверен, что после этого мнение президента изменится, и надеюсь, что нас услышат”. Реакция последовала после того, как Майя Санду заявила на пресс-конференции, что через год, к сожалению, она не может сказать много хорошего о деятельности нынешнего генерального прокурора, - передает IPN.
Александр Стояногло говорит, что главной проблемой для прокуратуры и всей правовой системы за последний год было расследование банковских махинаций. Прокурор заявляет, что с самого начала следствия по этому делу расследование было намеренно направлено по ложному пути, оно было формальным и тщательно имитировалось, чтобы „как бы невзначай не нарушить интересы реальных архитекторов и бенефициаров этого мошенничества”. Эти действия осуществляли прокуроры, снятые с должности ещё год назад. Целые эпизоды были сфальсифицированы, и десятки людей были незаконно привлечены к ответственности, некоторые из которых уже осуждены и отбывают наказание.
В результате расследований установлено, что главным координатором и бенефициаром хищения миллиарда является Владимир Плахотнюк, которому было предъявлено обвинение по нескольким пунктам. На его имя был заочно выдан ордер на арест, так что он объявлен в розыск. По словам генпрокурора, против Плахотнюка приняты все меры, в том числе и в виде наложения ареста на имущество в стране и за рубежом. Кроме того, завершено расследование причастности к банковской схеме одного из коммерческих банков и его бывших менеджеров. До сих пор это банковское учреждение не фигурировало в расследованиях по данному делу, несмотря на то, что определенное участие этого банка, в конечном счёте, и привело к хищению более двух миллиардов леев, - сообщил Александр Стояногло.
Генеральный прокурор также отметил, что в процессе расследования задействованы все банки, которые были причастны к этой незаконной схеме, в том числе некоторые зарубежные, так что предстоит дать правовую оценку и действиям их руководителей, в том числе Илана Шора, который до недавнего времени был „избавлен” от внимания прокуроров. Обвинение было предъявлено всему руководству Национального банка Молдовы. По версии следствия, НБМ сыграл ключевую роль в хищении миллиарда, обеспечив юридические консультации на протяжении всего процесса. Под следствием находятся компании и лица, которые в период с 2009 по 2011 год обманным путем вывели десятки миллионов долларов США из Banca de Economii. Проводится расследование и по эпизодам, которые касаются перераспределения финансовых средств, выданных Национальным банком и переведенных на счета компаний, входящих в бизнес Владимира Плахотнюка и Илана Шора.
Генеральный прокурор сказал, что на сегодня ни один из вышеперечисленных эпизодов не был предметом какого-либо расследования, поскольку эти факты преднамеренно были сокрыты или расследованы чисто формально. Он говорит, что следующий год станет решающим, когда будет представлена развязка всей схемы.
По поводу приглашения отчитаться на пленарном заседании парламента Александр Стояногло сказал, что информация о хищении миллиарда предоставляется периодически. „Полгода назад меня слушали в Комиссии по безопасности, которая оценила расследование прокуратуры по факту хищения миллиарда на „хорошо”. С другой стороны, мы не хотим участвовать в политических шоу, которые устраивают некоторые политические силы в парламенте. Мы сотрудничаем, готовы представить любую информацию на законной основе”, - отметил Стояногло, добавивший, что существует специализированная комиссия, которая может заслушивать информацию в узком формате. Он заверил, что располагает информацией больше, чем когда-либо.
Александр Стояногло также сообщил, что уровень коррупции среди прокуроров ощутимо снизился. Это связано с тем, что причастность прокуратуры к бизнесу была исключена, бизнесменов перестали арестовывать и возбуждать против них уголовные дела, что также снизило риски коррупции. Прокуратура перестала заниматься взысканием долгов, что до недавнего времени было обычной практикой в работе прокуроров. „Тот факт, что уровень коррупции среди прокуроров сегодня снизился, подтверждают адвокаты, судьи и представители бизнес-среды”, - отметил генеральный прокурор.