logo

Где буксует модернизация экономики. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/ru/gde-buksuet-modernizatsiya-ekonomiki-debaty-ipn-8004_1076797.html

Чем мы интересны миру? На этот вопрос у Молдовы ответа так и не появилось. А без него добиться развития страна просто не сможет. Молдове нужна собственная стратегия процветания. Таким стал вывод, к которому пришли участники публичных дебатов в информационном агентстве IPN „Где буксует модернизация экономики”.

„Если посмотреть цифры за последние 10 лет, то выяснится, что ВВП Молдовы вырос больше, чем в среднем в мире. У нас рост составил 50%, в среднем в мире – 3,7%. Но если разобраться за счет чего мы достигли роста, то становится понятно, что мы создаем экономику потребления, медленную и неустойчивую, не имеющую ничего общего с экономикой развития”, -  отметил президент Ассоциации IT-компаний ATIC, предприниматель Вячеслав Кунев.

По его мнению, „те, кто подписал Соглашение об ассоциации РМ-ЕС, решили: все, мы подписали и отдали ответственность за развитие другим, теперь должны прийти умные дяди и рассказать, что нужно сделать, чтобы у нас все было хорошо”. „Но сам факт подписания Соглашения об ассоциации не гарантирует, что все будет хорошо. Нужна субъектность, собственное понимание развития, идея развития, идея страны”, - настаивает Вячеслав Кунев.

Поясняя свое мнение, он привел пример. „У каждой из ведущих стран мира есть технологические стратегии развития на годы вперед. И это принципиально. Это то, как они видят международное разделение труда и на чем собираются зарабатывать. Так вот, в Молдове нет чиновников и государственных деятелей, которые знали бы технологические стратегии Китая, США, Германии... Мы просто не понимаем, что их нужно знать, мы не рассуждаем этими категориями, и соответственно не можем сформулировать, где мы в этом всем. Мы все время ждем, когда они к нам придут и скажут, где наше место”, - отметил Вячеслав Кунев.

Директор Центра стратегических исследований и реформ доктор экономики Галина Шеларь убеждена: „с подписанием Соглашения об ассоциации был забыт весь предыдущий опыт сотрудничества с европейскими партнерами, и это негативно сказалось на качестве реализации этого важного и ключевого документа”. „Мы решили, что это что-то совершенно новое и необычное, и тем самым отказались от тех этапов взаимоотношений с ЕС, которые помогли бы не включаться так резко и не политизировать наши отношения с партнерами на Востоке”, - отметила эксперт.

Она напомнила, что у Молдовы, как и у всех стран постсоветского пространства, включая Россию, были соглашения о партнерстве и развитии с Евросоюзом. „Потом был План действий РМ-ЕС. И в это же время Евросоюз и Россия подписали Соглашение о пяти пространствах сотрудничества, схожее по идеологии, но гораздо более широкое по форме. И тогда же страны СНГ подписали Соглашение о свободной торговле. То есть процессы шли параллельно и не противоречили друг другу», - уточнила Галина Шеларь.

Именно тогда, отметила экономист, в Молдове была разработана Национальная стратегия развития. „Это был первый и единственный документ стратегического развития, получивший публичные оценки. В том числе партнеров по развитию, которые не только высказали свою точку зрения, но и участвовали в дискуссиях с бизнесом и гражданским обществом. Сейчас эта история взаимоотношений условно забыта, а чрезмерная политизация Соглашения об ассоциации сыграло с нами злую шутку”, - посетовала Галина Шеларь.

Юрист и постоянный эксперт проекта IPN „Преодоление стереотипов о евроинтеграции через коммуникацию” Штефан Глигор назвал еще одну причину отсутствия в Молдове собственной модели развития: „Я не помню, чтобы у нас кто-то боролся за власть, уже имея видение и понимание экономических реформ. Ведь намного легче получить политические дивиденды, используя старые шаблоны. В итоге, каждая избирательная кампания и любая предвыборная программа - это сплошной популизм, обещания без пояснений, как этого достичь”.

Но и избиратели немного неверно расставляют приоритеты, уверен эксперт. „Избиратель слышит: тот обещает среднюю зарплату по стране 500 евро, этот 600, и выбор очевиден. Вопрос, как ты обеспечишь доходы в бюджет и гарантируешь такие зарплаты, никто политикам не задает”, - отметил Штефан Глигор.

По его мнению, именно вследствие таких факторов в Молдове доминирует геополитика, которая разделяет общество, а экономической модели развития так и не появилось. „Мы не понимаем, какого рода экономику должны строить. Нет модели экономического развития и интеграции. Мы себя не осознали в региональном и мировом контексте», - заключил эксперт.

Публичные дебаты „Где буксует модернизация экономики” входят в цикл „Преодоление стереотипов о евроинтеграции через коммуникацию”. Информационное агентство IPN проводит публичные дебаты при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.