Анализ IPN: В то время как давние противоречия внутри политической элиты гагаузской автономии находят свое разрешение на основе, пусть и временного, учета взаимных интересов, отношения между властями автономии и центральными властями остаются пока в фазе «поиска утерянного консенсуса».
---
Традиционное для летнего периода политическое затишье нарушается в Гагаузии уже не первый год подряд. Однако, в отличие от последних лет деятельность местной политической элиты характеризовалась, преимущественно, не скандалами и противостоянием, а, напротив, переговорами о сотрудничестве и коалиционными соглашениями. Результатом этого стало примирение Народного собрания и Исполкома. Впрочем, конфликтный потенциал в их взаимодействии никуда не делся и при определённых обстоятельствах ещё даст о себе знать.
Об этом, в частности, свидетельствуют попытки башкана Михаила Формузала откреститься от коалиционного характера подчинённого ему Исполнительного комитета. Позиция гагаузского руководителя имеет своё оправдание. Учитывая неоднократно озвучиваемую критику принципов функционирования коалиционных формирований Альянса по Европейской Интеграции и Про-Европейской Коалиции, а также затяжную информационную войну с Демократической Партией Молдовы, трудно было себе представить, что Глава автономии станет трактовать свой компромисс с демократическим большинством в НСГ, как соглашение о коалиции.
Так или иначе, очевидна принадлежность членов нового Исполкома к разным политическим командам. Трудно сказать, насколько новый состав подчинённых башкана окажется эффективнее предыдущего. Однако с определённостью можно утверждать, что с приближением очередных башканских выборов, ожидаемых в конце 2014 – начале 2015 года, политическая ситуация будет способствовать нарастанию противоречий внутри исполнительной власти вплоть до парализации её работы. В этом контексте можно оценить как потенциально выгодную позицию Партии коммунистов, чьи депутаты в НСГ отказались участвовать в формировании нынешнего Исполкома. К началу башканской гонки ПКРМ подойдёт в статусе единственной оппозиционной силы в крае, поскольку команда Николая Дудогло своим участием в работе Исполкома разделила ответственность за развитие автономии и, фактически, в значительной степени лишилась морального права критиковать деятельность своего давнего соперника Формузала.
Говоря о временном преодолении противостояния между главными политическими силами Гагаузии, нельзя не отметить два фактора, повлиявших на такое развитие событий. Первый: накопившиеся противоречия в отношениях Гагаузии с центральными властями Республики Молдова. Внешняя угроза – будь она мнимой или реальной – традиционно играет консолидирующую роль для общества и элит. И Гагаузия здесь не исключение. Второй:преодоление или временная консервация противоречий между главными политическими формированиями на национальном уровне – ЛДПМ и ДПМ. Трудно себе вообразить, что представители этих партий в Гагаузии пошли бы «на мировую» без, как минимум, согласия центральных партийных органов или лидеров. Так же как, до недавнего времени, нельзя было вообразить сотрудничество представителей этих партий в автономии в условиях недавнего политического кризиса в Кишиневе.
Определение главного виновника конфликтных ситуаций, выяснение обоснованности звучащих в Кишинёве обвинений в «гагаузском сепаратизме», равно как и звучащих в Комрате претензий в «ущемлении прав Гагаузии», - всё это является сложной и малопродуктивной темой. Единственно востребованным поведением сторон в складывающейся ситуации может быть готовность и стремление сторон наладить систематический диалог.
Вряд ли существует более действенный способ найти компромисс по вопросу тех же компенсаций для гагаузских аграриев или поправок в Закон о местных публичных финансах. Данные конфликты, скорее всего, будут тлеть до осени, когда вспыхнут с новой силой одновременно с началом работы молдавского парламента. Если молдавское руководство предпочитает избежать нежелательного и непредсказуемого развития ситуации, оно будет вынуждено обратить внимание на проблему. Равно как и гагаузским политическим лидерам не остается слишком много поля для маневра в отношениях с Кишиневом кроме как поиск разумного и ответсвенного компромисса с обеих сторон .
Одним из главных сигналов, свидетельствующих о готовности молдавской стороны обсуждать всю повестку отношений между Кишинёвом и Комратом, может стать визит в автономию высших руководителей Республики Молдова. На прошлой неделе, власти Гагаузии пригласили руководство страны посетить автономию с рабочим визитом для обсуждения актуальных вопросов взаимоотношений между Комратом и Кишинёвом. Соответствующее письмо, адресованное президенту Молдовы Николаю Тимофти, спикеру парламента Игорю Корман и премьер-министру Юрию Лянкэ было подписано спикером НСГ Дмитрием Константиновым и башканом Гагаузской автономии Михаилом Формузалом.
Пока же всё остаётся на своих местах: Комрат «бомбардирует» Кишинёв письмами с жалобами и ультиматумами, Кишинёв отвечает на претензии Комрата обвинениями в сепаратизме, и при этом все действующие высшие руководители Молдовы, - президент, спикер парламента и премьер-министр, - с момента занятия своих должностей не совершили ни одной рабочей поездки в Гагаузию.
Вячеслав Крачун, для IPN
Комрат, 5 августа 2013 г.