logo

Формирование послевыборной коалиции в Молдове и выгоды для Москвы, OP-ED


https://www.ipn.md/ru/formirovanie-poslevybornoy-koalitsii-v-moldove-i-vygody-dlya-moskvy-op-7978_1047666.html

 

 

Никто не исключает досрочных выборов в том случае, если переговоры о создании коалиции окажутся безрезультатными. Но целесообразность их проведения минимальна для всех основных политических игроков – ПСРМ, ДПМ и ACUM, поскольку соотношение сил не удастся изменить, если условия останутся прежними...

 

Дионис Ченуша
 

Результаты парламентских выборов в Молдове сохранили необходимость создания коалиции между внутрипарламентскими партиями для управления страной. Неспособность социалистов набрать большинство, сохранение своего политического веса Демпартией, а также взрывной рост объединённой непарламентской оппозиции создали сложную, хотя и предсказуемую ситуацию.

Во-первых, в новом законодательном органе сложилась пропорциональность в форме баланса сил. В данных условиях формирование большинства общепринятым способом, то есть без применения подкупа и запугивания, означает коалицию из минимум двух политформирований, с участием ДПМ, ПСРМ и/или Блока ACUM. Во-вторых, формируется подходящая синергия, вынуждающая демократов и социалистов официально оформить и придать постоянный характер отношениям сотрудничества, существовавшим между ними, хотя чаще по особым случаям и в скрытой форме, на протяжении 2016–2018 годов. Отказ Блока ACUM от переговоров дополнительно принуждает демократов и социалистов к нахождению общего знаменателя. В то же время, обе партии представляют своё сближение в качестве следствия непреклонности Блока ACUM, возлагая на него ответственность за возможную коалицию ДПМ–ПСРМ. Не в последнюю очередь, отсутствие Блока ACUM в составе правящей коалиции подвергает проевропейский вектор риску размывания путём содействия многовекторной внешней политике, на которой социалисты настаивают с момента вступления в должность президента Игоря Додона. Следовательно, приоритетом может стать восстановление отношений с Россией.

Несмотря на то, что в период избирательной кампании ПСРМ критиковала Соглашение об ассоциации с ЕС, либерализацию виз и другие аспекты европейской интеграции (IPN, 23 февраля 2019 г.), она не требовала его расторжения. Расхождение между социалистами и содержанием европейской интеграции, в которой участвует Молдова, основано не на непреодолимой несовместимости, а на конкретизации возможности выбора в двух аспектах. С одной стороны, в экономическом и политическом плане ПСРМ и её неформальный лидер, президент Игорь Додон, выступают за асимметричные преимущества для Молдовы. С другой стороны, в политическом плане социалисты требуют как можно более симметричного диалога с ЕС, важную роль в рамках которого играла бы защита территориальной целостности, в том числе нейтрального статуса, в условиях угрозы чрезмерного роста унионистских настроений в обществе. Создание правящей коалиции с социалистами позволило бы демократам расширить их собственные возможности выбора в рамках диалога с ЕС. Так, затягивание некоторых реформ можно будет оправдывать сопротивлением социалистов, которым, с другой стороны, будет дана возможность восстановить отношения с Россией и, одновременно, сохранить монополию во внешней политике на российском направлении.

Сближение социалистов с ДПМ: „политическая ловушка” или „полезное сосуществование”?

После серии временных отстранений от должности (пока что – пяти) президент Игорь Додон намерен использовать момент формирования правящей коалиции для восстановления своей репутации. Высмеиваемый на протяжении 2018 года за то, что демократам легко удаётся его обойти, после выборов президент Додон занимает позицию, при которой он принимает решение относительно будущей коалиции, как с процедурной, так и с политической точки зрения. В процедурном плане именно от Игоря Додона зависит активация нового законодательного органа, назначение потенциального премьер-министра и, соответственно, роспуск парламента. В политическом плане президент Додон сделал ряд намёков, которые можно истолковать как одобрение коалиции между социалистами и любой из крупных партий, прошедших в парламент нового созыва. Предпочтительным вариантом для социалистов было бы совместное правление с Блоком ACUM, поскольку, вне зависимости от геополитических разногласий между ними и ПСРМ, большинство членов ACUM явно склонны следовать принципам правового государства и чётким правилам игры. Тем не менее, хотя это и рискованная затея, политическое сотрудничество с ДПМ предоставляет пространство для „сосуществования”, которое может оказаться полезным. Более того, создание правящей коалиции устраняет давление в виде досрочных выборов, организуемых одновременно с местными выборами.

В своём выступлении по итогам выборов президент Додон указал на два основных ориентира, которыми он и, соответственно, его политформирование – ПСРМ – будут руководствоваться при создании правящей коалиции. Во-первых, участвовать во власти должны только политические партии (Presedinte.md, 26 февраля 2019 г.). Тем самым президент Додон открыто отказывает в поддержке любой „гибридной” коалиции, созданной путём дробления парламентских фракций. Этот сигнал служит предостережением от любых попыток Демпартии подкупить или запугать социалистов, по образцу того, как это было сделано в 2015–2016 годах в случае с ПКРМ и ЛДПМ. А второй существенный принцип, предложенный Игорем Додоном будущей власти, заключается в проведении „взвешенной внешней политики” (Presedinte.md, 26 февраля 2019 г.). Эта цель подразумевает восстановление отношений с Россией, которое президент Додон обещает с момента своего вступления в должность в 2016 году. Риторика на тему выравнивания внешней политики включает в себя особый акцент на борьбе за „промолдавские” интересы (Известия, 14 марта 2019 г.), что также требует дружеских отношений с Россией. „Промолдавская” внешняя политика в точности соответствует принципу возможности выбора, придерживаться которого в отношениях с внешними партнёрами, в частности западными, стремятся как социалисты, так и демократы.

Правление совместно с ДПМ содержит в себе много неизвестных, как в плане многочисленных уязвимостей социалистов, используемых в качестве рычагов давления, так и в плане стратегии политического выживания Владимира Плахотнюка и его окружения. Правда, в случае коалиции с демократами ПСРМ сможет в любой момент уйти в оппозицию, оставив правительство уязвимым для вотума недоверия. В то же время существует высокая вероятность того, что будущий законодательный орган запустит инициативы по отстранению от должности президента Додона, учитывая присутствие в парламенте Блока ACUM.

С практической точки зрения, чтобы сотрудничать с демократами и избежать каких-либо „ловушек”, социалистам нужны гарантии в виде перераспределения некоторых государственных учреждений и обязательного закрытия уголовных дел, если они были возбуждены в отношении членов ПСРМ. Введение режима полной и взаимной прозрачности в отношениях между двумя партиями маловероятно, но разработка „красных линий” сосуществования имеет важнейшее значение. Скорее всего, ПСРМ сосредоточится на отношениях с Россией, а демократы будут искать решения для возобновления диалога с ЕС. А внутренняя политика станет более чувствительной и более активно оспариваемой сферой, чем внешняя политика.

В чём заключается интерес России?

Парламентские выборы в Молдове не принесли тех результатов, которых ожидала Россия, поскольку социалисты не взяли власть в свои руки. Однако выборы не стали и полным поражением российских интересов. Так, будущая правящая коалиция зависит от ПСРМ и от конституционных полномочий пророссийского президента Игоря Додона. А последний настаивает на той власти, которая восстановит диалог с Россией и сможет сделать всё для продвижения пророссийской повестки дня в Молдове, пусть даже ценой дискредитации собственного имиджа.

В то же время, всецело преданные проевропейскому вектору партии сократили своё представительство в законодательном органе вдвое – с 55 мандатов (ЛДПМ, ДПМ и ЛП) в 2014 году до 26 мандатов, принадлежащих Блоку ACUM. Таким образом, 75 избранных депутатов из 101 придерживаются очень прагматичных или даже оппортунистических взглядов на модель развития страны и на отношения с ЕС. Хотя демократы и не откажутся от европейского вектора, их не удастся всецело привлечь к неизбирательной борьбе с политической коррупцией и к демонтажу „захваченного государства”, поскольку эти явления представляют собой суть данной партии.

Более того, Россия получила возможность увидеть, насколько разрушительным может оказаться для выборов в Молдове участие в них всего лишь примерно 30 тысяч граждан из приднестровского региона. Этот пример также продемонстрировал хрупкость молдавской демократии, подорванной за последние годы, несмотря на усилия по европейской интеграции страны. Фактически, итоги молдавских выборов отвечают интересам России, поскольку большинство прошедших в парламент сил  являются крайне популистскими и сфокусированы на достижении личных целей, в частности, на сведении политических счётов, на обеспечении себе неприкосновенности и, соответственно, безнаказанности, а не на проведении последовательных и безусловных реформ.

Вместо заключения...

Процесс формирования правящей коалиции в наибольшей мере сближает ДПМ и ПСРМ, в том числе из-за отказа Блока ACUM от создания альянса с обеими партиями. Коалиция ДПМ–ПСРМ выглядит труднореализуемой, но потенциал для её создания есть, потому что обе эти партии отдают предпочтение селективному подходу к отношениям с западными партнёрами.

Такая коалиция, однако, зависит от того набора гарантий, который ДПМ готова предоставить социалистам. В любом случае, последние должны предусмотреть все возможные риски. В их число входит и последующая отставка президента Додона в ситуации, при которой ДПМ и ACUM могут предпринять совместные действия с целью организации новых президентских выборов до 2020 года.

Никто не исключает досрочных выборов в том случае, если переговоры о создании коалиции окажутся безрезультатными. Но целесообразность их проведения минимальна для всех основных политических игроков – ПСРМ, ДПМ и ACUM, поскольку соотношение сил не удастся изменить, если условия останутся прежними.

 
Дионис Ченуша

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.