На прошлой неделе Европейская комиссия рекомендовала начать переговоры о присоединении Молдовы к Европейскому Союзу. Это очень важное событие в сложном и запутанном процессе присоединения, и не случайно оно породило новые дискуссии на тему „если”, „почему”, „как”, „когда”, „на каких условиях” Республика Молдова должна вступить в ЕС. На тему „зачем Республике Молдова членство в ЕС” в публичном пространстве приводятся аргументы, „за” и „против”: экономические, социальные, политические, геополитические, в области безопасности и т.д. В то же время в том же публичном пространстве меньше приводится конкретных исторических аргументов. Например об отношениях этой территории и общества с Европой на протяжении веков и тысячелетий? И какие права и обязанности, вытекающие из этих отношений, имеет Республика Молдова, чтобы претендовать на полноправное членство в Евросоюзе, который сегодня в очень большой степени представляет европейский континент. Эти и другие исторические вопросы обсудили участники публичных дебатов „Европейское генеалогическое древо Молдовы”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что генеалогия - это вспомогательная историческая дисциплина, по сути, прикладная историческая дисциплина. Она занимается изучением родственных связей людей, истории сообществ, происхождением людей, установлением родственных связей, составлением списков поколений и родословных. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатией и многими другими историческими дисциплинами. Образно говоря, по словам эксперта, использование этого термина подразумевает рассмотрение явления в динамике его поэтапного развития, когда на фоне общей хронологии прослеживается связь между определенными характерными признаками.
„Генеалогическое древо - это схематичное, часто стилизованное представление семейных связей в виде символического „дерева”, у „корней” которого указан предок, на „стволе” - представители основной линии, по возрасту, рода или общины, а на „ветвях” - различные линии потомков”, - пояснил Игорь Боцан.
По его словам, с географической точки зрения Европа - это часть света в северном полушарии Земли, омываемая Атлантическим океаном на западе, Северным Ледовитым океаном на севере и занимающая площадь около 10,3 млн. кв. км. В Европе проживает около 750 млн. человек, что делает ее четвертой по численности населения частью света после Азии, Африки и Америки. В состав Европы входят 50 стран. Европу часто называют „старым континентом”, поскольку это та часть света, которая была знакома европейцам в Средние века и вплоть до открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году. В отличие от давно знакомых Евразии и Африки, Америку стали называть Новым Светом, потому что там все было другим - другие места, реки, животные, птицы, растения и люди со специфическими чертами характера. В культурном отношении Америка стала продолжением Европы, отсюда и происходят понятия Старого и Нового Света”, - отметил эксперт.
Культурное наследие Европы основано, в частности, на цивилизации Древней Греции, Римской империи и ближневосточном христианстве. Другими словами, европейская цивилизация является иудео-христианской. „С распадом Римской империи в Европе началось Великое переселение народов. А начиная с VII века арабские кочевники завоевали восточные и южные районы Европы. Затем Карл Великий, ставший римским императором в 800 году, правил обширными территориями Западной и Центральной Европы. Его называли „отцом Европы”. После распада его королевства была образована Священная Римская империя германской нации. Соответственно, вторая часть бывшей Римской империи со столицей в Константинополе называлась Византийской империей или Восточной Римской империей”, - отметил Игорь Боцан.
По словам эксперта, условно Европа делится на четыре части - Западную, Восточную, Северную и Южную. Как правило, страны, граничащие с теплыми морями, относятся к Южной Европе, страны, граничащие с Балтийским и Северным морями, - к Северной Европе и т.д. Молдова и Румыния условно относятся к Восточной Европе.
Ректор Молдавского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Шаров считает, что невозможно говорить об истории Республики Молдова, не говоря об истории Румынии в целом. Однако любая попытка такого рода приводит к крайностям и к перспективам, связанным с прошлым - либо с периодом после 1812 года, либо к изобретению клише, прототипам истории после 1945 года.
„Как говорил Сталин, история слишком важна, чтобы оставлять ее на усмотрение историков. И с этой точки зрения мы часто обращаем внимание на некоторые вещи, которые были придуманы в период после 1944 года. Я имею в виду наше происхождение и исхожу из того, что невозможно вычленить отдельную историю Республики Молдова, независимо от периодов. Будь то период кочевничества и миграций, период разделения индоевропейских языков, период формирования романских языков, период связей с Грецией, связей с Римом или черный период, в смысле нехватки необходимых исторических материалов. Но и в эти периоды предпринимались попытки продемонстрировать жизнеспособность представлений о принадлежности этой территории Республики Молдова не к румынскому, а восточному миру”, - отметил доктор исторических наук.
По его словам, принадлежность с географической точки зрения к определенному пространству, с помощью карт, была одним из главных идеологических пристрастий, на которые мир не обращал внимания. Поэтому сегодня, когда говорят о месте Республики Молдова в румынском пространстве, на карте Европы, по его мнению, это очень важно. „Если обратиться к нашей истории, к генеалогии нашего румынского пространства, исторической Молдовы, то мы увидим, что это очень бурный период. Мы прошли через множество культур, и каждая из них наложила свой отпечаток на традиции, культуру, язык и т.д. А тенденция бросаться в крайность, чтобы доказать, что мы часть единого народа - „советского народа” - имеет сегодня свои последствия в разных формах, но они не далеки от тех, что были придуманы в советских лабораториях. Европа - наш единственный путь, и мы не обязаны оправдывать его исторически”, - отметил ректор МГУ.
Игорь Шаров отметил, что предпринимались попытки отдалить румынское пространство, историческую Молдавию от исторической правды. В качестве примера можно привести историю 1812 года - присоединение Бессарабии к России. Точнее, в период 1812-1828 годов история этого региона трактовалась в общем контексте, как часть исторической Молдовы, жители этих мест говорили на румынском языке и об этом говорили и российские историки. В 1828 году появилась шесть работ „Древняя история Бессарабии”, в которой была предпринята попытка доказать, что название Бессарабия происходит от названия племен славянского происхождения, которые находились на этих территориях в VI-V вв. до н.э. По мнению историка, это не более чем изобретение схемы, не имеющей ничего общего с историей.
Доктор исторических наук добавил, что на начальном этапе, с 1813 по 1828 год, автономия Бессарабии в составе Российской империи сохранялась, но к 1828 году, после русско-турецкой войны, Россия уже не была заинтересована в проведении благожелательной политики и перешла к политике силы. Конечной точкой стал 1871 год - превращение Бессарабии в простую российскую губернию. „Это простой пример того, как делается история в лабораториях, достаточно примитивный, потому что в приведенных работах вы не найдете ни одной ссылки на источники. В архивах Москвы и Санкт-Петербурга хранятся неопубликованные работы, в которых сделана попытка подобного рода - показать через историю жизнеспособность претензий России на эту территорию”, - пояснил Игорь Шаров.
Журналист, депутат Первого парламента Алеку Реницэ считает, что если бы граждане Молдовы хотели знать свою историю, то это было бы так просто. Однако на самом деле все очень хорошо известно, особенно среди экспертов, историков, специалистов и т.д. „Мы являемся неотъемлемой частью Европы, и на этот счет есть много книг, архивов, документов. Мы являемся неотъемлемой частью румынского пространства, но часть граждан Республики Молдова, или тех, кто входил в состав Молдавской Советской Социалистической Республики, думаю около 35-40%, были и остаются на сегодняшний день жертвами идеологии, которая серьезно исказила национальную историю”, - заявил Алеку Реницэ.
По его мнению, у генеалогического древа есть очень мощная ветвь - историческая Молдова, которая всегда была частью этого дерева румынской культуры. „Поэтому мы - часть Европы, мы - часть румынского пространства, и вся наша история связана с этими территориями, которые очень важны для нашего национального бытия. Естественно, что нам культивировалась не истинная, а другая история, и в этом контексте мы, на левой стороне Прута, остались привязанными к 1828 году, а на самом деле с 1812 года мы были включены в русский мир, как это называется в нынешней терминологии. Нам придумали славянские корни, нам придумали другую культуру, чтобы мы были не такими, как те, кто справа от Прута”, - отметил журналист.
По его словам, эти долгие усилия, которые были предприняты в этой части румынского пространства, к сожалению, дали плоды, которые очень токсичны, потому что Молдове не дают развиваться, а народ связан ложными теориями, которые не имеют ничего общего с его происхождением, его ДНК, его культурой. „И я думаю, что в этом контексте, может быть, с более политической точки зрения, мы должны помочь молдавскому обществу как можно быстрее приблизиться к исторической правде, ко всему, что произошло в 1812 или в 1940 году. Потому что если бы мы понимали истинную историю, у нас не было бы политических противостояний, у нас не было бы этнических противостояний. И это потому, что в целом та часть румынского народа, которая осталась слева от Прута, не враждебна ни Европе, ни румынскому народу. Она просто воспитана во враждебном духе, и мы можем это доказать уже после 1859 года, когда в Петербурге всячески пытались, чувствуя, что на правом берегу Прута строится современное румынское государство, построить „берлинскую стену”, а молдаване так и не поняли, так и не увидели, что они тоже являются частью этой современной Румынии, возникшей после 1859 года”, - добавил Алеку Реницэ.
22-е публичные дебаты на тему „Европейское генеалогическое древо Молдовы” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.