logo

Европеизация Гагаузии. Op-Ed Виктора Пелина


https://www.ipn.md/ru/evropeizatsiya-gagauzii-op-ed-viktora-pelina-7978_1091120.html

„Европеизация Гагаузии на лицо и приветствуется, хотя это вызвано специфической ситуацией. В таких обстоятельствах, несмотря на усилия молдавских и зарубежных пропагандистов, эскалация конфликта между Кишиневом и Комратом откладывается. Пока. Возможное обострение конфликта не исключено, в зависимости от развития войны России против Украины...”
---


Гагаузия в авангарде

Президент Майя Санду встретилась 13 июля 2022 года с председателем Народного собрания Гагаузии Дмитрием Константиновым, чтобы обсудить напряженные отношения между центральными и региональными властями. После упомянутой встречи, были отмечены существенные различия в пресс-релизах президентуры и Народного собрания. С одной стороны, в пресс-релизе президентуры особое внимание уделяется темам, касающимся: социально-экономическому положению в стране; необходимости укрепления мира и взаимопонимания в обществе, преодоления кризисов, вызванных войной в Украине; информирование граждан о европейской интеграции Республики Молдова и ее преимуществах. С другой стороны, в пресс-релизе Народного собрания подчеркивается: нарушение центральными органами процедуры подачи запроса о статусе кандидата на вступление в Европейский Союз; необходимость соблюдения полномочий автономии, предусмотренных Законом об особом правовом статусе Гагаузии; повышение эффективности межпарламентской рабочей группы и т. д.

Несмотря на выявленные разногласия, цели встречи были достигнуты, уменьшив на данный момент пропагандистский пыл внутренних и внешних сил, направленный на обострение отношений между Комратом и Кишиневом. В этом контексте стоит отметить, что встрече предшествовало принятие 6 июля 2022 года декларации Народного собрания об отношении к получению Республикой Молдова статуса кандидата на вступление в Европейский Союз. Указанное заявление является чем-то новым, поскольку оно знаменует собой кардинальное изменение отношения гагаузской элиты к процессу европейской интеграции. Наиболее важные тезисы декларации выражают:

  • несопротивление европейской интеграции, осознанное воздержание от комментариев о подаче заявления о вступлении в ЕС, чтобы избежать возможных обвинений в создании препятствий для европейского будущего Республики Молдова;
  • недовольство отсутствием прозрачности в процессе получения Республикой Молдова статуса кандидата на вступление в ЕС, неучастие гагаузских властей в этом процессе;
  • недовольство игнорированием центральными властями ряда полномочий, предоставленных Гагаузии;
  • уверенность в том, что получение статуса страны-кандидата для вступления в ЕС будет способствовать внедрению реформ, необходимых для оправдания европейского будущего развития страны;
  • уверенность в том, что статус кандидата на вступление в ЕС дает беспрецедентную возможность центральным властям проявить свою привязанность к европейским ценностям;
  • возможный скептицизм по отношению к европейскому пути страны, если выраженные пожелания и юридические полномочия Гагаузии будут проигнорированы и т. д.

Читая заявление Народного собрания, создается впечатление, что представительный форум Гагаузии хотел передать очень простое послание – гагаузские власти более проевропейские, чем центральные власти, представляя собой подлинный авангард европеизации Республики Молдова. В этом контексте важно подчеркнуть и предостережение, выраженное в декларации - в случае невыполнения пожеланий Народного собрания оно обратится к руководству Европейского Союза и дружественным странам стать гарантами прав гагаузов.

Недовольство декларацией Народного собрания

Заявление Народного собрания Гагаузии осталось практически незамеченным в Республике Молдова, но вызвало недоумение в российской прессе. Таким образом, Независимая газета (НГ) посвятила Гагаузии редакционную статью, в которой с сожалением отмечает, что: „Впервые регион Гагаузии, ориентированный на Россию, решил обратиться к Западу за помощью в защите своих прав. Это можно объяснить ситуацией, в которой Гагаузия оказалась - в ловушке между Молдовой, с одной стороны, и Румынией, с другой, и не имеет общих границ с Россией. Гагаузы на фоне конфликта в Украине вынуждены искать гарантии не в Москве, а в Брюсселе”. Более того, НГ делает вывод, что нечто подобное может случиться и с Приднестровьем, окруженным Молдовой и Украиной, „не спешащим открыто демонстрировать свою поддержку Российской Федерации”. Странно, никто не хочет быть пушечным мясом.

Другие российские издания выражают сожаление по поводу того, что Гагаузия фактически отказалась от политики отделения от Республики Молдова, не желая следовать приднестровской модели, чтобы стать новой вспышкой нестабильности в Центральной Европе. Фактически, Кремль недоволен предоставлением Молдове статуса кандидата на вступление в ЕС, что создает предпосылки для полной утраты Молдовы – не только как союзного государства, но даже как простого партнера. Ситуация кардинально изменилась бы, если бы помимо Приднестровья у Кишинева был бы еще один неконтролируемый регион - Гагаузия. Вывод, к которому приходят пропагандисты, заключается в том, что с двумя неконтролируемыми регионами европейская интеграция Молдовы была бы полностью заморожена на неопределенный срок. Место стран с неразрешенными территориальными спорами находится в „серой зоне”, ни в коем случае не в ЕС, который представляет собой единое пространство без таможенных барьеров с большими финансовыми потоками для помощи беднейшим странам.

Иногда нужно быть благодарными пропагандистам за приступы искренности. Основное недовольство касается запрета в Республике Молдова российской пропаганды. Это связано с тем, что свободное распространение пропаганды значительно расширило бы аудиторию для повышения осведомленности общества о нарушении прав гагаузов и их дискриминации на том основании, что вскоре после начала российской спецоперации в Украине Кишинев запретил гражданам использовать символы победы и спецоперации – георгиевскую ленту, а так же знаки „Z”, „V” и „O”. Сожаления усиливаются и из-за непостоянства Гагаузии, которая десять лет назад породнилась с рядом субъектов Российской Федерации, пользуясь их финансовой поддержкой. Любопытно, но пропагандисты избегают говорить о том, как именно Гагаузия получила помощь, предпочитая ссылаться на щедрость России перед сепаратистскими режимами Абхазии и Южной Осетии, которые ежегодно получают по 12 млрд. российских рублей для сохранения на плаву, или перед Приднестровьем, которое ежегодно получает по 1 млрд. долларов. Естественно, что российские пропагандисты избегают представлять подробности о том, как развивается поддерживаемая Россией Абхазия и Аджария, которая находится в составе Грузии.

Последний довод российских пропагандистов в попытке превратить Гагаузию в своего рода молдавский Донбасс - это ссылка на опасность со стороны Румынии. Говоря об аннексии Молдовы, они цитируют бывшего президента Республики Молдова Игоря Додона: „Румыния готовится отправить свои войска на территорию Молдовы и аннексировать страну. Создается воображаемая российская угроза, чтобы оправдать вступление войск НАТО”. Неудивительно, что Игорь Додон делает такие заявления, ведь он был одним из главных сторонников незаконного референдума 2 февраля 2014 года, в ходе которого Гагаузия провозгласила свою отложенную независимость от Республики Молдова до возможного объединения с Румынией, и отдала предпочтение вектору евразийской интеграции. Додон сделал это по убеждению? Ответить на этот вопрос непросто, если принять во внимание поговорку – Кто платит, тот и заказывает музыку. Странно, что спустя 8 лет после этого референдума гагаузская элита изменила свое отношение к европейской интеграции под давлением обстоятельств, естественно, а Игорь Додон нет!

Выводы

Европеизация Гагаузии на лицо и приветствуется, хотя это вызвано специфической ситуацией. В таких обстоятельствах, несмотря на усилия молдавских и зарубежных пропагандистов, эскалация конфликта между Кишиневом и Комратом откладывается. Пока. Возможное обострение конфликта не исключено, в зависимости от развития войны России против Украины.