logo

Энергетический кризис в „Бермудском треугольнике”. Часть II: Позиция Тирасполя. Дебаты в IPN


https://www.ipn.md/ru/energeticheskiy-krizis-v-bermudskom-treugolnike-chast-ii-pozitsiya-tiraspolya-de-8004_1111515.html

В начальный период энергетического кризиса в восточном регионе Молдовы были задействованы три основных игрока: Москва, Тирасполь и Кишинев, и в этом треугольнике уже произошли события, которые не всегда понятны широкой общественности. Например, вот уже месяц, как в этом регионе исчез российский природный газ и частично электроэнергия, как в историях о „Бермудском треугольнике”. Проанализировав позицию Российской Федерации в этом „треугольнике”, в ходе дебатов 03.02.25, Информационное агентство IPN провело новые публичные дебаты, в ходе которых эксперты обсудили действия и позицию Тирасполя.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан рассказал, что „Бермудский треугольник” - это территория в Атлантическом океане, расположенная между американским штатом Флорида, Пуэрто-Рико и Бермудскими островами. Считается, что там бесследно исчезают корабли и самолеты.

По его словам, среди объяснений этого явления наиболее популярной является версия, связанная со взрывом метанового газа из морских газогидратных залежей. Гипотеза заключается в том, что, когда газ метан поднимается на поверхность, вода насыщается пузырьками газа и плотность смеси резко снижается, в результате чего морское судно теряет плавучесть и тонет. Высказывается предположение, что метан, попадая в воздух, также может стать причиной крушения самолетов, например, из-за снижения плотности воздуха, что приводит к уменьшению подъемной силы и искажению показаний высотомера (альтиметра).

Эксперт отмечает, что так называемая „Приднестровская Молдавская Республика” является самопровозглашенным и непризнанным образованием, осколком бывшей Молдавской Советской Социалистической Республики.  Расположена преимущественно на левом берегу Днестра, вдоль границы с Украиной, а также включает в себя город Бендеры, расположенный на правом берегу реки Днестр. Приднестровье провозглашает себя независимым государством, но де-факто оно не признано другими государствами.

Игорь Боцан также сообщил, что в соответствии с Конституцией, Законом об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов на левом берегу Днестра (Приднестровья) и Законом об административно-территориальном устройстве Республики Молдова, большая часть территории, контролируемой Тирасполем, входит в состав Республики Молдова как автономное территориальное образование.

Бывший руководитель службы коммуникации, информации и СМИ Приднестровского региона, а ныне правозащитник, политолог Геннадий Чорба считает, что во всей этой ситуации действия Москвы были частью гибридной войны, которую она ведет в Республике Молдова. По его словам, Тирасполь всегда использовался как инструмент давления на конституционные власти в Кишиневе с целью проведения нужной Кремлю политики.

Именно поэтому, по мнению активиста, на протяжении 30 лет в приднестровский регион направлялись соответствующие ресурсы, чтобы в нужный момент, по команде Москвы, Тирасполь выполнил любой приказ, поступающий из Кремля. „Однако выяснилось, что не всегда, действующая администрация готова выполнить все указания из Кремля”, - говорит Геннадий Чорба.

Соответственно, считает Геннадий Чорба, ставка была одна, но в итоге был получен другой результат, который перевернул стратегический план Москвы в отношении Республики Молдова. Несмотря на это, приднестровский регион по-прежнему рассматривается как рычаг для дестабилизации ситуации в Республике Молдова, причем скорее в тактическом, чем в стратегическом плане. В этом году должны состояться парламентские выборы, и Москва не отказывается от своего желания влиять и формировать в Кишиневе власть, которая ее устраивает и лояльна ей.

Публичные дебаты на тему „Энергетический кризис в „Бермудском треугольнике”. Часть II: Позиция Тирасполя" организован в рамках проекта "Информационное агентство IPN за социальную сплоченность и проевропейскую Молдову", финансируемого IMS.