Проект по внесению поправок в законодательство по предупреждению и борьбе с насилием в семье, который находится на повестке дня парламента, представляет собой шаг назад на уровне государственной политики в области домашнего насилия. Проект предлагает снять обвинение в психологическом насилии как форме насилия в семье и отменить положения, касающиеся реабилитации агрессоров. Эксперты Центра анализа и предупреждения коррупции, которые провели экспертизу проекта закона, считают, что подобный подход игнорирует обстоятельства и условия, которые порождают насилие в семье и проблемы насильников.
В ходе пресс-конференции в агентстве IPN эксперт Наталья Рошка отметила, что проект исключает нормы, которые предъявляют обвинение в психическом насилии в качестве формы домашнего насилия. „Возможно, эта норма слишком жесткая, и органы уголовного преследования сталкиваются с невозможностью доказать состав преступления в том виде, как он описан в Уголовном кодексе; мы здесь имеем в виду психологическое насилие”, – заявила Наталья Рошка.
Проект также исключает из поля зрения государства насильника, что является необоснованным с точки зрения экспертов. Жертва после реабилитации, как правило, возвращается в семью, где остается наедине с насильником, к которому не были применены меры по реабилитации. В отсутствие четких, хорошо продвигаемых программ, которые предусматривали бы и реабилитацию насильника, ситуация только ухудшится.
Подход к насилию только в физическом, материальном аспекте, игнорирующий психическое насилие, является ретроградством, считают эксперты. В рамках экспертизы уязвимости были выявлены ряд соответствующих факторов, а именно: дифференцированные отношения с точки зрения политик в области реабилитации, нормы, которые ограничивают, ущемляют права.