logo

Эхо событий 7 апреля... Op-Ed Виктора Пелин


https://www.ipn.md/ru/ekho-sobytiy-7-aprelya-op-ed-viktora-pelin-7978_1096273.html

„Молдавские коммунисты, спустя примерно три четверти века, оказались достойными сталинского наследия, спровоцировав 7 апреля 2009 года настоящую охоту на молодых протестующих. Что еще хуже, нынешнее руководство ПКРМ по-прежнему настаивает на возвращение сталинской практики
---


Совпадение начала и конца

7 апреля исполнилось 14 лет трагическим событиям 2009 года. Телеканалы и радиостанции посвятили этому событию ряд репортажей. Эта тема обсуждалась в парламенте, но и президент Майя Санду напомнила о тех событиях, говоря о нынешнем контексте: „День 7 апреля 2009 года знаменует зрелость нашего народа, который никогда больше не смириться с тем, чтоб его поглотила диктатур. Наши граждане вышли на улицы, чтобы мирно выступить против коррумпированного режима. Наш долг - отомстить за смерть и пытки молодежи путем подлинной реформы правосудия. Из этого нужно понимать, что правосудие виновато в том, что после стольких лет мы не знаем правды о переходе мирных протестов в беспорядки, приведшие к человеческим жертвам.

Особое внимание событиям 7 апреля 2009 года уделила Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), которая в то время находилась у власти. В своих выступлениях пропагандисты ПКРМ эксплуатируют некоторые элементы из мифа о потерянном рае. Они заявляют, что именно 7 апреля 2001 года лидер ПКРМ Владимир Воронин был приведен к присяге в качестве главы государства, став символом европейского становления и модернизации Республики Молдова. С другой стороны, пропагандисты сетуют на то, что ровно через восемь лет, также 7 апреля, правящая ПКРМ получила удар от так называемой твиттер-революции, которая положила конец коммунистическому раю.

Кто стоял за событиями 7 апреля 2009 года?

Сегодня, заявили коммунисты, ни у кого нет желания узнать, кто стоял за событиями 7 апреля? Это и без того известно. Это те, кто явился главными выгодополучателями смены власти в стране. Речь, прежде всего, идет о криминально-политических группировках, которые в начале нулевых годов утратили власть, а с ней и возможность разворовывать небогатые ресурсы страны”. Это очень расплывчатое, хотя и частично верное заявление. Речь идет о том, что в начале 2000 годов власть была потеряна не кем иным, как бывшим президентом Петром Лучинским, который был избран президентом, в том числе при поддержке лидера ПКРМ Владимира Воронина. А точная дата потери власти Лучинским - 5 июля 2000 года, когда фракция ПКРМ во главе с Воронином проголосовала за переход Республики Молдова к парламентскому режиму.

О тех, кто спровоцировал недовольство молодых людей и их протесты 7 апреля 2009 года соответственно, мы также знаем достаточно. Все началось с инсценировки в начале парламентской избирательной кампании 2009 года покушения на жизнь лидера Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрия Рошки, ставшего верным союзником ПКРМ. Эта история послужила прелюдией к яростным нападкам властей в адрес оппозиции, что не могли не вызвать негативной реакции. Соответственно, утверждение о том, что за событиями 7 апреля стояли основные бенефициары смены власти, не совсем точно. Однако то, что за превращением мирных протестов в акты насилия стояли некоторые последующие бенефициары может быть правдой. Но кем являются эти бенефициары? Например, по данным Генеральной прокуратуры, бенефициарами ограбления банковской системы являются Влад Плахотнюк и Илан Шор: „У нас есть неоспоримые доказательства, свидетельствующие о том, что именно гражданин Плахотнюк является бенефициаром денег, полученных в виде кредита от BEM через группу Шора, покрываемым в конце концов финансовыми средствами Национального банка...”.

Об Илане Шоре мы знаем, что он был и есть человеком, очень близким к лидеру ПКРМ Владимиру Воронину, который был на свадьбе Шора почетным гостем. Об особых отношениях между кланом Воронин и Владом Плахотнюком мы знаем из прессы, которая подробно изучила отношения между ними. Их отношения резко изменились, когда стало понятным, что в какой-то момент не Плахотнюк зависел от Воронина, а наоборот. Дело в том, что благодаря дружбе Владимира Воронина с Владом Плахотнюком, сын Воронина – Олег, стал чрезвычайно богатым, тратя миллионы леев без объявления происхождения денег. Соответственно, когда Воронин упустил власть, а Плахотнюк получил ее, выяснилось, что: „Центр по борьбе с коррупцией расследует, из каких источников пополнил свой личный счет Олег Воронин, с помощью которого в 2008-2009 годах он закупил товары и услуги на сумму 67 млн. леев за пределами Республики Молдова, с учётом того, что в налоговую он сообщил о доходах в 4 млн. леев. НЦБК отреагировал на расследовательские материалы, опубликованные в газете TIMPUL в декабре 2009 года”. Соответственно, против сына лидера ПКРМ было возбуждено уголовное дело, которое было приостановлено и его судьба до сих пор не известна. Однако мы знакомы с методами, которые Плахотнюк использовал, чтобы заставить лидера ПКРМ замолчать. Действительно, после того эпизода Воронин ничего не сказал о причастности Плахотнюка к захвату государственных институтов, краже миллиарда и т. д. Вместо этого всякий раз, при любой возможности он оправдывал невмешательство Плахотнюка в события 7 апреля 2009 года.

Проходят годы, меняются версии, а правда остается нераскрытой

Однако мы знаем наверняка, что для того, чтобы ответить на вопрос о том кто стоит за событиями 7 апреля 2009 года, правящая ПКРМ учредила 24 апреля 2009 года Государственную комиссию по расследованию событий 7-8 апреля. Заявленная цель Государственной комиссии заключалась в том, чтобы к 5 мая 2009 года представить парламенту отчет о результатах расследований. К указанной дате, но и позже, никакого отчета не было представлено. Вместо этого в спешке был снят пропагандистский фильм об упомянутых событиях, который должен был служить предвыборным оружием на досрочных парламентских выборах 29 июля 2009 года. Расчеты ПКРМ были ошибочными, фильм вообще не был правдоподобным, и коммунисты больше не смогли получить парламентское большинство, будучи отстраненны от власти. Зато сегодня автор фильма является депутатом от ПКРМ, занимая лидирующее место в списках кандидатов коммунистов и социалистов.

Упомянутый пропагандистский фильм не стоит ни гроша, потому что даже коммунисты не верят в то, что показал автор пропагандистского фильма. Соответственно, за эти годы версии ПКРМ о событиях 7 апреля 2009 года менялись бесчисленное количество раз. Таким образом, среди наиболее распространенных версий фигурировала и та, которая была озвучена 15 июня 2009 года самим Владимиром Ворониным, который заявил, что за событиями 7 апреля в Кишиневе, во время которых были разрушены здания парламента и президентуры, стоит международная мафия, связанная с... Россией. Одним из лидеров „мафии” является бывший министр обороны Республики Молдова Валериу Пасат, который связан с главой российской государственной корпорации Rosnanotechnologies Анатолием Чубайсом.

Другая правдоподобная версия касалась прямого участия российских спецслужб, а не мафии. Это для того, чтобы отомстить Воронину за унижение, которому он подверг Путина, отказавшись подписать Меморандум Козака о федерализации Республики Молдова. В связи с этим упоминался арест российского гражданина Эдуарда Багирова, который якобы был агентом спецслужб и принимал активное участие в массовых беспорядках 7 апреля 2009 года, позже став доверенным лицом Владимира Путина.

Последняя версия, озвученная людьми из ПКРМ, подтверждает, что расследование событий 7 апреля 2009 года было направлено по неверному пути самим Владом Плахотнюком: „Зачем это нужно было „координатору всея Молдовы”? Чтобы держать за определенную нужную часть организма „вождей 7 апреля” - Филата, Урекяна, Гимпу, Киртоакэ. Результат известен: Филата Плахотнюк в тюрьму посадил, Урекяна снял со всех должностей, Гимпу и Киртоакэ отправил в политическое небытие и выгнал из страны”. Таким образом, коммунисты признали, что апрельские события были очень полезными для Плахотнюка.

Символика 7 апреля

Как было уже сказано, 7 апреля - символический день для молдавских коммунистов. Правда в том, что этот день имеет гораздо более глубокую символическую нагрузку. Речь идет о том, что именно 7 апреля 1935 года сталинский режим в СССР принял известное постановление о мерах по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, согласно которому дети, начиная с 12 лет, могли быть наказаны по уголовным статьям, в том числе путем применения смертной казни. Этот закон красноречиво говорит о так называемом гуманизме коммунистического режима, который в годы Гражданской войны и коллективизации уничтожил десятки миллионов граждан, в основном крестьян, превратив миллионы их детей в бродяг. Впоследствии, в педагогических целях, эти дети, лишенные родителей и дома коммунистическим катком, находились к тому же под угрозой смертной казни за преступления, которые они совершали, чтобы выжить. Есть данные, что, по меньшей мере восемь детей-преступников были приговорены к смертной казни советским правосудием.

Молдавские коммунисты, спустя примерно три четверти века, оказались достойными сталинского наследия, спровоцировав 7 апреля 2009 года настоящую охоту на молодых протестующих. Что еще хуже, нынешнее руководство ПКРМ по-прежнему настаивает на возвращение сталинской практики.

Предупреждение

Важно иметь в виду, что события, подобные событиям 7 апреля 2009 года, могут повториться. Недавно очень важный участник тех печальных событий, который был знаком с Эдуардом Багировым и сыграл ключевую роль в ориентации протестующих на здания парламента и президентуры, снова вышел на рампу. Это было сделано накануне 7 апреля вероятно из символических соображений, призвав оппозицию объединиться против нынешней власти. Это своего рода дежавю. И может закончиться так же. Дело в том, что к призывам этого лица следует относиться с осторожностью. Не только этот человек, но и другой, который недавно сблизился с ним, имел какое-то влияние на события, предшествовавшие событиям 7 апреля 2009 года, финансируя миллионами долларов часть оппозиции того периода. Чрезмерная активность первого и миллионы, собранные большим трудом вторым имели разрушительные последствия в 2009 году. Конечно, активистка уже скомпрометировалась той ложью, которую она распространяет в публичном пространстве. Например о том, что знала и брала интервью у спонсора только в 2019 году, хотя любой может убедиться, что она знала его и брала у него интервью в 2012 году. Это не первая ложь, прозвучавшая в общественном пространстве. В любом случае, представители оппозиции должны быть очень осторожными, если намереваются связать отношения с признанными искателями приключений.