logo

Эффективность управления кризисом COVID-19 в Республике Молдова. Дебаты ADEPT


https://www.ipn.md/ru/effektivnost-upravleniya-krizisom-covid-19-v-respublike-moldova-debaty-adept-8004_1076352.html

Процесс управления пандемическим кризисом и качество процесса принятия решений в Республике Молдова находились под пристальным вниманием Ассоциации за демократию через участие ADEPT в рамках проекта „Приглядывая за властями: управление чрезвычайным положением и кризисом, вызванным коронавирусом”, реализуемого при поддержке Фонда Сороса в Молдове. Отчет по этому вопросу будет опубликован на следующей неделе. О деталях проекта, а также о способе управления пандемическим кризисом в Республике Молдова говорили участники публичных дебатов: „Эффективность управления кризисом, вызванным COVID-19, в Республике Молдова”, организованных Ассоциацией за демократию через участие ADEPT, передает IPN.

Исполнительный директор Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан отметил, что это первый случай, когда Молдова сталкивается с чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения. Для Молдовы это что-то новое, хотя она прошла через чрезвычайное положение на национальном уровне в 1992 году, когда произошел приднестровский конфликт. „Поэтому для ADEPT, как для организации было интересно проследить за качеством процесса принятия решений и участвовать в этом проекте. Проект был первоначально предусмотрен на период с мая по сентябрь, но был продлен на период с января по сентябрь”,- сказал он.

По словам директора ADEPT, мониторинг управления санитарным кризисом, вызванным инфекцией COVID-19, касается полного отражения действий государственных учреждений в целях защиты общественного здоровья и, соответственно, в того, как реагируют граждане. Структура отчета, который будет опубликован на следующей неделе, построена на несколько отслеживаемых целей. Во-первых, это оценка правовой базы для управления чрезвычайным положением, вторая цель - способ принятия и внедрения решений компетентными органами, в том числе влияние на соблюдение прав человека, третья цель - эффективность санитарной системы в Республике Молдова в процессе борьбы с COVID-19, а четвертая - поведенческий ответ граждан.

Что касается оценки национальной правовой базы, наблюдения начались с действующей правовой базы до объявления чрезвычайного положения, утверждает Игорь Боцан. Было учтено, что Молдова обязана сообщать международным учреждениям о введении чрезвычайного положения. „Мы начали с двух рекомендаций от Венецианской комиссии. Одна еще с 1995 года, а другая обновленная и опубликованная 16 апреля текущего года, о том, как управлять чрезвычайным положением с точки зрения законности”. Затем, по его словам, было проанализировано собственное управление чрезвычайным положением, то, как функционировала Комиссия по чрезвычайным ситуациям и Национальная чрезвычайная комиссия общественного здоровья и отношения учреждений, которые имеют особые полномочия в период чрезвычайных ситуаций с другими структурами, в том числе с неформальными, такими как Единый командный центр.

До введения чрезвычайного положения, отмечает Игорь Боцан, правовая база Республики Молдова по чрезвычайным ситуациям была „адекватной”. Проблемы возникли, когда эта правовая база начала реализовываться, однако, омбудсмен забил тревогу, и в течение месяца практически удалось устранить недостатки в реализации законодательной базы.

Юрист Центра юридических ресурсов Молдовы Ион Гузун считает, что из-за пандемической ситуации Венецианская комиссия подтвердила некоторые рекомендации государствам, о том, как обеспечить права человека и верховенство закона. Венецианская комиссия обнародовала документ, который содержится и в отчете, подготовленном командой ADEPT. „ Республика Молдова справилась в основном с этими рекомендациями. С законодательной точки зрения Республика Молдова справилась хорошо”.

Тем не менее, утверждает юрист ЦЮРМ, в части, касающейся того, как на национальном уровне внедряется ряд рекомендаций, Республика Молдова имела определенные недостатки в применении законодательства, были ограничены определенные права. По его словам, большинство стран, борющихся с пандемией, все еще не могут балансировать между общественными интересами и между мерами, которые государство должно предпринять, чтобы выжить.

С точки зрения подключения Республики Молдова к рекомендациям Венецианской комиссии, Ион Гузун считает, что Молдова справилась. По его мнению, приветствуются те несколько изменений, которые сделала страна для реализации ряда рекомендаций Венецианской комиссии или Парламентской ассамблеи Совета Европы 2005 года.

Эксперт в области общественного здоровья Алла Токарчук считает, что существует достаточная правовая база для объявления чрезвычайного положения, что и стало „спасательным кругом” в кризисной ситуации. В то же время, по отраслям, утверждает эксперт, было очень много недостатков.

„С самого начала объявления чрезвычайного положения я попыталась найти в Законе об охране здоровья понятие „чрезвычайное положение в области здравоохранения”, но так и не нашла. У нас есть в области здравоохранения некоторые законы, согласно которым чрезвычайные ситуации в области здравоохранения не полностью охвачены и не имеют достаточно регулирующих рамок”. По его мнению, спасение исходило из рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других международных организаций, которые специализируются в этой области. Постепенно эти рекомендации были воплощены в решениях Комиссии по чрезвычайным ситуациям и в решениях Министерства здравоохранения и НАОЗ. „В области здравоохранения нам нужно работать, чтобы скорректировать правовые рамки, чтобы справиться с новыми чрезвычайными ситуациями”, - добавила Алла Токарчук.

Дебаты проводятся в рамках проекта Ассоциации ADEPT „Приглядывая за властями: управление чрезвычайным положением и кризисом, вызванным коронавирусом”, при поддержке Департамента надлежащего управления Фонда Сороса в Молдове.