Насколько новое Правительство Молдовы сохраняет способность продолжения европеского курса страны, а политический класс – к сполочению во имя этой цели? Может ли Кишинев подать на приближающемся Рижском саммите заявку на членство в ЕС и грозит ли Молдове и Латвии повторение «акраинского сценария»? На эти и другие вопросы ответил минстр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс, совершивший на прошлой неделе визит в Кишинев, в интервью реализованном Валериу Василикэ
---
- Из предварительного пресс-релиза о вашем визите в Кишинев вытекает, что на данный момент для Латвии преставляют интерес четыре главных категории вопросов: 1. Отношения между ЕС и Молдовой в преддверии саммита Восточного партнерства в Риге; 2. Внутриполитическая ситуация в Молдове; 3. Двустороннее сотрудничество и 4. Ситуация в регионе. Из всего этого население Молдовы волнует прежде всего внутренняя ситуация в стране, которая влияет напрямую на жизнь каждого человека, но и на международные отношения страны. Как Вы нашли нашу ситуацию, в политическом, но и экономическом и социальном плане? В частности, как Вы оцениваете миноритарный формат правящей коалиции с точки зрения ее способностей и политической воли продолжения реформ и евроинтеграционного процесса?
- Если говорить о целях этого визита, вы совершено верно определили главные вопросы, потому что, конечно, при всречах с премьер-министром, с министром иностранных дел, с лидерами правящей коалиции и поддерживающей Партии Коммунистов я был заинтересован понять насколько серьёзно Правительство намечает выполнение тех реформ которые обозначены в правительской программе. Неделей раньше мы уже встречались с этой целью в Брюсселе и в формате „Друзья Молдовы”, и на первом заседании Совета ассоциации ЕС-Молдова.
Я думаю, то, что мы слышали и тогда, и сейчас, обнадёживает, что есть намерение работать по очень важным направлениям, в первую очередь, это реформы судебной власти, борьбы с коррупцией и финансово-банковой стабильности. Конечно, мы говорили насколько возможно выполнение программы в условиях правительственного меньшинства. Я вижу настрой, будем ждать результатов, но никогда не надо забывать что иногда правительства меньшинства могут сделать больше чем даже правительства большинства, потому что иногда правительство должно искать союзников на том или ином фланге оппозиции, а иногда даже получается лучше. У нас такой опыт в Латвии есть, правительства меньшинства существовали, правда не долгое время, всё же им удавалось довольно многое сделать. Я вижу настрой, я вижу что есть определённые идеи для выполнения курса реформ, но очень много зависит сейчас от реальных дел. Я получил заверение от Партии Коммунистов что, да, у нее есть свои принципы и политические требования, но есть и основной курс страны, который на данном этапе поддерживает.
- В эти дни молдавское общество взбудоражено событиями связанными с общим состоянием финансово-экономической системы страны, в частности, скандалом исчезновения из банков Молдовы около одного миллиарда евро. В какой степени это волнует Европейский Союз и представляющую его сейчас Латвию, может ли это повлиять на дальнейшие отношения между ЕС и Молдовой?
- Да, это нас и ЕС волнует, потому, что это вопрос о финансовой стабильности государства.
- Кстати, Вы не встречались с лидером другой про-европейской парламентской партии, Либеральной партии. Долгое время считалось, что участие этой партии в правящем альянсе придало бы больше стабильности про-европейскому процессу в Молдове, утверждалось что такой альянс еще возможен в каком-то недалеком будущем.
- Я не встречался с другими про-европейскими парламентскими партиями, потому что это был очень короткий визит, при других обстоятельствах мы нашли бы, конечно, время, я бы не хотел чтобы это было расценено как какой-то сигнал. В первую очередь, я хотел встретится с лидерами коалиции и партии, которая ее поддерживает, поскольку стоит вопрос о планах Правительства, о поддержке плана Правительства меньшинства в Парламенте и я думаю, что у нас есть хорошие основания считать разговор полезным.
- Насколько убедительными и обнадеживающими показались Вам эти встречи в плане возможности сплочения политического класса вокруг про-европейской идеи и перспектив ее реализации в Молдове, напрмер, по модели прибалтийских стран? Это к тому, что в последние годы Партия Коммунистов «не была замечена» в проявлении больших симпатий в отношении ЕС и европейского курса Молдовы.
- Я думаю, что сплочение политического класса это - вопрос вашей внутренней политики, ни я, ни ЕС, ни другие страны не имеют право вмешиваться во внутриполитические процессы. Но мы все должны понять, что сейчас геополитическая ситуация существенным образом отличается от той, что была два года назад, до событий в Украине, до Майдана, до Донбаса и Крыма. Мы, конечно, говорили об этом с руководителями партий с которыми встречались и вижу, что они это осознают, потому не надо смотреть, что было в прошлом, надо смотреть, что будет в будущем.
- Исходя из всего вышесказанного, Латвия порекоментовала бы Молдове возбновить идею, затихшей сейчас, но широго продвигаемую ранее, о готовности и необходимости подать заявление на получение статуса страны-кандидата в члены ЕС на Рижском Саммите Европейского Партнерства? Какова может быть реакция ЕС, если такой запрос будет все-таки сформулирован?
- Рижский саммит будет происходить в абсолютно новых геополитических условиях. В ЕС мы сами обсуждаем какую стратегию принять по поводу отношений с Россией. Понятно, что отношения какими были уже не будут и этот вопрос, конечно, тоже касается Восточного Партнёрства. Я думаю, что Рижский саммит должен сконцентрироваться, во первых, на том, что мы как ЕС даём чёткий политический сигнал, что Восточное Партнёрство продолжается, во-вторых, что мы разрабатываем план поддержки тех стран, которые заключили Соглашения об ассоциации, в том числе Молдова, в третьих, мы должны чётко заявить что Соглашение об ассоциации не является последним этапом в наших отношениях с Молдовой, Грузией и Украиной.
Однако, я не думая что сейчас ЕС готов продолжать политику расширения. Во-первых, данные государства ещё не готовы, ещё очень много реформ надо проводить, в первую очередь, во благо самих народов. Давайте лучше сконцентрируемся на том, что надо сделать, но давайте тоже не закрывать дверь. У нас есть 49-я статья Договора об ЕС, которая говорит что любая страна Европы может подать заявление, но будет приниматься, когда она будет готова. Я не думаю, что сейчас мы должны ставить вопрос таким образом, что надо подавать заявку и потом очень-очень долго ждать. Давайте сконцентрируемся на те вопросы которые мы должны решать по введению Договора об ассоциации и свободной торговле.
Мы понимает, что в самом ЕС бытуют разные мнения. Потому Рижский саммит не будет саммитом прорыва, а саммитом на которым мы будем концентрироваться на поддержке государств членов Восточного Партнёрства, в особенности, тех, кто продвигает реальные реформы. И мы со своей стороны будем делать всё, чтобы двери не закрывались, они должны стоять открытыми, мы должны разработать план для того, чтобы продвигаться дальше после Договора об ассоциации и потом будем смотреть как пойдут дела.
- А какие ожидания Молдовы могут оказаться реальными? Недавно опубликованный «Индекс Европеской Интерграции» не исключает, что Молдова может потерять лидирующую позицию в Восточном Парнерстве из-за своих проблем в реформировинн страны, в том числе в банковско-финансовой области, борьбы с коррупцией, юстиции и т.д.
- Мы видим Молдову как одну из стран передовиков, скажем так, Восточного Партнёрства и мы должны помочь вам, но вы должны работать с нами, чтобы этот статус только укреплять. Я думаю, что по пути европейской интеграции мы готовы помочь Молдове во внедрении Договора об ассоциаци, в том числе экспертной помощью и, конечно, финансовой. Если понадобится, мы должны проработать в дальнейшем наши отношения в сфере энергетики, а также я думаю что ЕС может, теми инструментами, которые у нас есть, способствовать реинтеграции Приднестровья. Это не будет процессом, который завершится за год, два или пять, но я думаю что тут есть хорошие предпосылки и мы можем помочь.
А в целом, я хочу, чтобы мы продвинулись по вопросу без визового режима и визовой либерализации с Украиной и Грузией. В принципе этот саммит должен укрепить те государства которые продвигают реформы и не должны забывать, что он происходит в кардинально других условиях.
- Грозит ли Молдове повторение «украинского сценария», развернутого Российской Федеацией в Крыму и в восточных областях соседнего государства, который эксперты называли, в свою очередь, «приднестровизацией Украины»?
- В истории международной политики не существует одного сценария для всех. Я думаю, что с моими собеседниками мы обговорили хорошо вопрос о безопасности Молдовы и сдесь очень много зависит от курса Правительства и информационной компании по евро- интеграции, по поводу Гагаузии, по поводу Приднестровья. Сейчас очень много зависит от того, как будет работать Правительство, с нашей стороны мы можем помочь советами, финансовыми средствами, но ответственность ложится на саму страну.
- Кстати, насколько такая угроза действительна в отношении Латвии, а также других прибалтийских бывших советских государств? Время от времени такие идеи появляются в публичном простанстве.
- По поводу украинского сценария по отношению к Латвии, я бы хотел напомнить, что мы члены ЕС и НАТО и потому не верю никаким сценариям и военным угрозам, у нас уже усилены границы присутствием натовских войск. Конечно, мы никогда не можем исключить провокаций и возможность информационной, пропагандисткой войны, мы к этому относимся без истерии, серьёзно и работаем с нашими партнёрами, чтобы такие риски уменьшить.
- Нынешний визит можно считать и «актом измерения температуры двусторонних отношений»…
- У нас очень тёплые отношения на двустороннем политическом уровне и температура остаётся неизменно способствующей такому состоянию.
- Какая часть из опыта Латвии на ее пути к модернизации и преодоления некогда общих проблем может быть особенно полезной для Молдовы и чем на практике может оказать дополнительную помощь Латвия и латвийский народ?
- Мы уже работаем по некоторым очень практическим вопросам, это и продвижение реформ в секторе юстиции, это и региональное развитие, сейчас рассматриваем вопрос, где мы можем помочь по внедрению Договора о свободной торговли, в том числе, экспертная помощь, введение стандартов и т.д. В прошлом году, например, успешно развивалось сотрудничество между погранслужбами, где наши пограничники обучили ваших пограничников по ведению некоторых операций, очень практические дела. В ходе нынешнего визита мы говорили о некоторых обязательствах которые есть у вас в рамках Договора об ассоциации, в той части, что Молдова находится у берегах Дуная, а значит она считается, даже если иногда кажется невероятным, морской державой, у вас есть порт и выход на Чёрное Море. Эти вопросы мы будем продолжать разрабатывать. Так что это помощь которая у нас есть, что вам нужно, вы нам говорите, у нас уже очень хороший диалог и мы ищем всегда возможности, чтобы помочь.