logo

Два дорогостоящих медицинских аппарата, купленных Центром судебной медицины, не используются


https://www.ipn.md/ru/dva-dorogostoyashchikh-meditsinskikh-apparata-kuplennykh-tsentrom-sudebnoy-medit-7967_1093562.html

Два дорогостоящих медицинских прибора, купленных Центром судебной медицины (ЦСМ), так и не были использованы, и сейчас находятся в списке подлежащей ликвидации техники. Это приобретенный на европейские деньги секвенатор нуклеиновых кислот, а также система проявки, купленная при поддержке Программы развития ООН. Согласно отчету Счетной палаты, на закупку двух аппаратов государство потратило почти семь миллионов леев, это деньги, выброшенные на ветер, - передает IPN со ссылкой на Radio Europa Liberă.

В 2013 году ЦСМ приобрел секвенатор на публичных торгах. Современное оборудование должно было стать частью современной генетической лаборатории, которая была чрезвычайно необходима Центру судебной медицины. Средства на приобретение медицинского оборудования поступили от европейского проекта. В 2015 г. было возбуждено уголовное дело по факту „совершения публичными лицами действий, выходящих за пределы их прав и полномочий, повлекших тяжкие последствия”, как говорится в пресс-релизе Национального антикоррупционного центра, а в 2017 г. бывший директор Центра судебной медицины Ион Кувшинов, его заместитель Андрей Пэдуре и один из экспертов учреждения были задержаны по делу о „лаборатории ДНК”, которое находится на рассмотрении по сей день.

Директор ЦСМ Василе Шарпе заявил на Europa Liberă, что необходимый в лабораторию генетики прибор - секвенатор нуклеиновых кислот - был закуплен без учета того, что для его размещения нет места. Бывший директор Центра судебной медицины Ион Кувшинов сообщил тому же источнику, что он был вынужден приобрести прибор, хотя было известно, что для него нет места. „Я хотел сделать что-то хорошее, и покупка прошла в соответствии с действующим законодательством. Это в каком-то смысле ненормально - сначала купить оборудование, а потом уже иметь помещение, но это было по указанию министерства, и я думаю, что на министерство также оказали давление другие структуры, чтобы сделать эту покупку”, - сказал экс-директор.

В итоге государство выделило еще миллионы леев на покупку другого секвенатора нуклеиновых кислот, а новую лабораторию открыли лишь в июне 2018 года.

Относительно второго медицинского устройства - системы проявки - стоимостью в 103,6 тыс. леев, о которой не хотел говорить бывший директор ЦСМ Ион Кувшинов, то оно также внесено в список подлежащего ликвидации оборудования. „После покупки его должны были установить, но не хватало одной детали, поэтому прибор не работал, а сейчас он уже устарел. В судебной медицине существует метод рентгенологического исследования. Этот проявитель является элементом той системы, он обрабатывает только пленки - это своего рода принтер. Он был приобретен с целью дальнейшего развития данного метода рентгенографии. Сейчас уже существует такое цифровое оборудование. Был сделан вывод, что это оборудование практически бесполезно. Мы хотели передать его другим учреждениям, но и те учреждения не используют устаревшее оборудование”, - добавил Василе Шарпе.