logo

Достижения президентов, избранных народом... Op-Ed Виктора Пелина


https://www.ipn.md/ru/dostizheniya-prezidentov-izbrannykh-narodom-op-ed-viktora-pelina-7978_1079633.html

Вместо пропагандистской дуэли, было бы лучше, если бы лидер ПСРМ и президент Майя Санду попытались вместе найти решение для быстрого преодоления правительственного кризиса, либо путем скорейшего проведения досрочных парламентских выборов, либо путем утверждения полноправного правительства...
---

Старт соревнованию избранных президентов

Лидер Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) Игорь Додон проявляет иногда завидную последовательность. Он начал соревноваться с Майей Санду спустя всего три недели после начала ее президентского мандата, составив на нее „список грехов. Примерно через три недели, лидер ПСРМ дополнил этот список грехов, дав понять, что продолжит это дело с определенной периодичностью. На этот раз лидер ПСРМ сослался на:

  • продвижение людей из ее окружения;
  • отсутствие реальных действий по борьбе с коррупцией;
  • отсутствие магических решений для борьбы с COVID, объявленных в прошлом году;
  • отсутствие обещанной поддержки сельхозпроизводителям, врачам и экономическим агентам;
  • отсутствие дополнительной помощи для пенсионеров и социально уязвимых слоев населения;
  • отсутствие „европейского” повышения зарплат;
  • отсутствие новых рабочих мест для молодых людей, возвращающихся домой из-за рубежа;
  • экскурсии президента Майи Санду за рубежом вместо решения проблем людей и т. д.

Таким образом, лидер ПСРМ приступил к пропагандистской игре. Его цель состоит в том, чтобы убедить граждан в том, что „2020 год был хорошим годом с точки зрения управления, с руководством страны, которое имело ответственный и эффективный подход к кризисам и которое обеспечило гражданам Республики Молдова много преимуществ”. И на самом деле, граждане должны сожалеть о том, что предпочли Майю Санду на посту главы государства вместо ее предшественника. Пропаганда основана, в том числе, на преувеличениях, зная, что полномочия главы государства в парламентской республике ограничены, а выполнение предвыборных обещаний невозможно без существования функционального правительства, поддерживаемого парламентским большинством. В данном случае лидер ПСРМ смещает акценты с четырехлетнего периода для реализации обещаний на полтора месяца пребывания Майи Санду на посту главы государства при отставном правительстве и отсутствии парламентского большинства. В нормальных условиях, было бы достаточным, чтобы лидер ПСРМ упрекнул Майю Санду в задержке более чем на месяц назначения кандидата на должность премьер-министра.

Но, по правде говоря, идея лидера ПСРМ держать президента под давлением тщательного мониторинга является очень полезной, заслуживающей всей поддержки. При одном условии – чтобы деятельность президента сравнивалась с деятельностью предшественника, примерно в равные промежутки времени. Таким образом, общество сможет сравнить и судить - кто из двух президентов, избранных непосредственно гражданами, лучше реализовал свои конституционные полномочия.

Достижения Игоря Додона за первые два месяца мандата

Видя требования лидера ПСРМ к президенту Майе Санду, справедливо было бы спросить себя – но что сам Игорь Додон предпринял в первые два месяца своего президентского мандата? Справедливости ради следует напомнить, что Игорь Додон стал президентом в условиях международного признания того, что Республика Молдова является захваченным государством, факт, который был подтвержден четыре года спустя постановлением парламента. Чтобы быть корректными, стоит проанализировать достижения Игоря Додона в первые два месяца мандата через призму указов, которых он издал, и призму других действий, которые вписываются в президентские полномочия. Таким образом, в первые два месяца мандата, с 24 декабря 2016 года по 24 февраля 2017 года, президент Игорь Додон подписал 64 президентских указа:

  • 24 - о промульгации законов;
  • 10 - о назначении и увольнении советников и сотрудников Аппарата президента;
  • 11 - о назначении судей на административные руководящие должности и в Апелляционный суд;
  • 4 - об освобождении от должности судей;
  • 4 - об инициировании переговоров, делегировании полномочий или подписании международных документов;
  • 3 - о награждении государственными наградами;
  • 2 - о правительственных перестановках;
  • 1 - о лишении гражданства (Траяна Бэсеску);
  • 2 - об изменении или отмене президентских указов;
  • 1 - о присвоении квалификационных категорий;
  • 1 - об освобождении от военной службы и переводе в резерв;
  • 1 - о назначении и изменении состава комиссий и советов при президенте.

Из 64 указов можно утверждать, что большинство - 45, являются документами о принятии и утверждении деятельности других учреждений – парламента, Высшего совета магистратуры, Министерства иностранных дел и т. д. В этом контексте, учитывая объявленный приоритет Игоря Додона - нулевую терпимость к коррупции, президент мог бы проявить требовательность к кандидатурам судей, выдвинутых учреждениями захваченного государства на административные руководящие должности. Таким образом, только 19 указов, принятых в первые два месяца мандата, каким-то образом выявили волю президента Игоря Додона - назначение и увольнение собственных советников; вручение государственных наград; аннулирование гражданства бывшего президента Румынии Траяна Бэсеску; изменение и отмена президентских указов; создание комиссий при президенте и назначение в них лиц.

Говоря о ряде политических действий, предпринятых Игорем Додоном в первые два месяца президентского мандата, отметим следующие:

Это были самые важные достижения президента Игоря Додона в первые два месяца его президентского мандата. Любой может судить о реальных результатах этих действий и его деятельности, а также о том, оправданы ли его требования к деятельности президента Майи Санду за первые 1,5 месяца деятельности.

Достижения Майи Санду в первые два месяца мандата

Согласно вышеприведенной схеме деятельности президента Додона в течение первых двух месяцев мандата, попытаемся показать достижения президента Майи Санду в течение полутора месяцев мандата. Таким образом, с 24 декабря 2020 года по 11 февраля 2021 года президент Майя Санду подписала 27 президентских указов:

  • 0 - о промульгации законов;
  • 12 - о назначении и увольнении советников и должностных лиц Аппарата президента;
  • 0 - о назначении судей на административные руководящие должности и в Апелляционный суд;
  • 1 - об освобождении от должности судей;
  • 2 - подписание документов о международных отношениях;
  • 2 - о вручении государственных наград;
  • 2 - о правительственных перестановках (назначение исполняющего обязанности премьер-министра и назначение кандидатуры на должность премьер-министра);
  • 0 - о лишении гражданства;
  • 2 - об изменении или отмене президентских указов;
  • 1 - о присвоении квалификационных категорий;
  • 1 - об освобождении от военной службы и переводе в резерв;
  • 2 - о назначении и изменении составов комиссий и советов при президенте;
  • 2 - о назначении и увольнении руководителей Службы государственной охраны.

Из вышесказанного видно, что количество указов, которыми президент Майя Санду создаёт Аппарат президента и проявляет свою политическую волю, сопоставимо с количеством указов, подписанных ее предшественником для этих целей. Говоря о ряде политических действий, предпринятых Майей Санду в течение полутора месяцев президентского мандата, мы отмечаем следующие:

Из вышеперечисленного следует отметить, что отношение лидера ПСРМ к деятельности президента Майи Санду слишком требовательно, если сравнивать ее с собственной деятельностью в первые два месяца своего мандата.

Выводы

Лидер ПСРМ Игорь Додон оказал президенту Майе Санду услугу, подвергнув ее пропагандистской атаке. Ходатайство социалистического лидера предупредило Майю Санду о том, что она находится под постоянным мониторингом. Зная очень скромные достижения Игоря Додона на протяжении четырехлетнего мандата, президент Майя Санду должна будет разработать стратегию борьбы с пропагандистскими атаками против своей деятельности.

Вместо пропагандистской дуэли, было бы лучше, если бы лидер ПСРМ и президент Майя Санду попытались вместе найти решение для быстрого преодоления правительственного кризиса, либо путем скорейшего проведения досрочных парламентских выборов, либо путем утверждения полноправного правительства.