logo

Досрочные парламентские выборы: необходимость, возможность, интересы. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/ru/dosrochnye-parlamentskie-vybory-neobkhodimost-vozmozhnost-interesy-debaty-ipn-8004_1078600.html

Нынешняя ситуация, во всех ее аспектах – социальном, экономическом, политическом, санитарном и т.д., воспринимается как сложная, возможно, более сложная, чем в другие периоды существования государства Республика Молдова. Утверждается, что одним из решений, которые могут способствовать ее восстановлению - это досрочные парламентские выборы. Насколько оправдана эта точка зрения, насколько необходимы и возможны досрочные выборы, а также интересы тех, кто разделяет или отвергает идею досрочных выборов обсудили участники публичных дебатов „Досрочные парламентские выборы: необходимость, возможность, интересы”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что досрочные парламентские выборы - это выборы, которые созываются после прекращения полномочий действующего парламента. „Мандат любого избранного парламента составляет 4 года. Если он прерывается раньше времени, то досрочные парламентские выборы созываются для обеспечения непрерывности законодательной власти в государстве. Очередные парламентские выборы проводятся с периодичностью один раз в четыре года, а досрочные - при прекращении мандата, потому что либо парламент не может избрать и назначить премьер-министра, либо парламент не может принять нормативные акты”. Игорь Боцан считает, что в ситуации, в которой оказалась Республика Молдова, теперь, после отставки правительства Кику, потребуется и третье решение - самороспуск парламента, который происходит, когда депутаты приходят к выводу, что парламент больше не имеет легитимности. „Это прерывание мандата парламента через самороспуск обсуждалось Конституционным судом, который не говорил, что парламент не может быть распущен, а может самораспуститься, но аргументы КС заключались в том, что необходима процедура, исчерпание списка альтернативных кандидатов, организация частичных выборов и т. д. Но все это нецелесообразно в ситуации, когда все признают, что парламент не является законным”, - сказал эксперт.

По словам Игоря Боцана, законный парламент означает „в соответствии с законом”. „Парламент является законным, потому что он избирается в результате выборов, но легитимность наступает тогда, когда суверенный народ считает, что этот парламент, который является законным, больше не представляет его. Таким образом, происходит разрыв между правовой стороной и народной поддержкой”. Он привел пример Беларуси в этом отношении, где власти говорят, что выборы прошли законно, но они произошли на фоне продолжающихся протестов, на которых люди говорят, что выборы были сфальсифицированы. „Здесь, рядом с „законным” президентом есть и „легитимный” президент Республики Беларусь - Светлана Тихановская, которую признали и международные партнеры.

Политический аналитик Корнел Чуря утверждает, что все говорят о необходимости досрочных парламентских выборов под предлогом того, что парламент является незаконным. Однако он не считает, что незаконность парламента может привести к серьезным политическим последствиям, таким как досрочные парламентские выборы. „Тот факт, что политические деятели согласны с незаконностью парламента, не означает, что выборы произойдут автоматически, потому что дьявол скрывается в деталях, и путь к этим досрочным выборам чрезвычайно трудный. Тот факт, что политики заявляют, что хотят досрочных выборов, не означает, что они действительно этого хотят. Необходимо провести четкое различие между реальностью, видимостью и речами политиков, и не только в общественном пространстве”, - сказал он.

Корнел Чуря считает, что отставка правительства Кику - это действительно возможность начать процесс досрочных выборов, но дорога „заминирована”. „Самороспуск парламента не был принят во внимание. Он кажется самым простым решением, но это не предусмотрено Конституцией. Все остальные пути могут привести к политическому тупику или ситуации, когда вместо досрочных выборов и нового парламента просто будет новое правительство с неожиданным кандидатом”. По его мнению, необходимо провести четкое различие между выраженным желанием провести досрочные выборы и политическим процессом, который в конечном итоге может привести к совершенно другому результату.

Если не планируется проведение досрочных парламентских выборов, то почему правительство Кику подало в отставку?,- задался вопросом юрист Штефан Глигор. Он говорит, что существуют два решения Конституционного суда, 2015 года и августа 2020 года. „Согласно первому, если в течение трех месяцев не возможно утверждение правительства, то это является предпосылкой для обязательного роспуска парламента. В 2020 году было принято решение, в котором повторяются некоторые позиции из решения 2015 года, добавляются новые элементы, и, наконец, делается вывод о том, что: если парламент хочет утвердить новое правительство, то необходимо создать абсолютное парламентское большинство”. По мнению юриста, это означает, что ПСРМ вместе с Партией „Шор” и независимыми депутатами должна будет подписать и публично заявить о формировании парламентского большинства. „Только тогда, согласно решению КС 2015 и 2020 годов, будут выполнены предпосылки для выдвижения Майе Санду в качестве избранного президента кандидатуры на должность премьер-министра. Майя Санду отклонит любую кандидатуру, которая будет выдвинута столь токсичным парламентским большинством”, - считает он.

По словам Штефана Глигора, юридические последствия для Майи Санду равны нулю в случае отклонения такой кандидатуры. „Тогда они попытаются обратиться в КС, чтобы спровоцировать институциональную блокировку и потребовать разъяснения процедуры, но я не думаю, что они преуспеют, и суд скажет, что он высказался уже довольно четко. В итоге в течение трех месяцев не удастся утвердить правительство, что является условием роспуска парламента”, - сказал Штефан Глигор.

165-е публичные дебаты „Досрочные парламентские выборы: необходимость, возможность, интересы” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.