В 2013 году - колесование мужских групп, в 2016 году - традиционные методы изготовления ковра в Румынии и Республике Молдова, в 2017 году - культурные обычаи, связанные с 1 марта, в 2022 году - искусство вышивания рубашки с алтицей - элемент культурной самобытности в Румынии и Республике Молдова. Эти четыре элемента нематериального культурного наследия Румынии и четыре досье, внесенные в Репрезентативный список ЮНЕСКО в результате совместных усилий и усердной совместной работы Румынии и Республики Молдова. В этом году в этой роли находится пятое совместное досье „Кобза, знания, техника и традиционная музыка”, которое недавно было передано в специализированную комиссию ЮНЕСКО. Представители обеих команд из Бухареста и Кишинева обсудили общую стратегию Румынии и Республики Молдова по защите элементов нематериального культурного наследия в ходе публичных дебатов „Досье ЮНЕСКО „Кобза”. Молдавско-румынское сотрудничество в сфере популяризации культурного наследия”, организованных Информационным агентством IPN.
Научный сотрудник, координатор отдела этнологии Института румынской филологии им. Александру Филиппиде Румынской академии, Ясский филиал Иоана Баскервиль отметила, что необходимо различать материальную и нематериальной культуры. Это необходимо для того, чтобы сбалансировать очень большой интерес этой международной организации к защите исторических памятников.
„В какой-то момент народы с очень богатой традиционной культурой захотели, чтобы ЮНЕСКО защищала, ценила, охраняла и культуру, которая не обязательно материализуется в чудесных исторических памятниках, но встречается в душе людей, среди общин. На самом деле это суть идентичности этих сообществ. Мы называем это традиционной культурой или фольклором”, - отметила эксперт в области нематериального культурного наследия Министерства культуры и представитель Румынии при ЮНЕСКО Иоана Баскервиль.
Она отметила, что то, что задокументировано, что внесено в список и продвигается ЮНЕСКО, не является объектом как таковым. В случае кобзы - это музыка и знания о том, как играть на кобзе, репертуар, который можно найти в материализованных архивах, но особенно в активных знаниях тех, кто умеет играть на кобзе. „Музыка кобзы, знание того, как играть на этом инструменте, репертуар, который активно встречается в коллективной памяти сообществ создателей, - это то, что мы хотим показать в ЮНЕСКО”, - уточнила Иоана Баскервиль.
Кобзарь, участник группы „Балкан Таксим” Саша-Ливиу Стоянович говорит, что уже много лет, благодаря любопытству, своей любви к этому инструменту и необходимости узнать больше, начал исследовать кобзу. „И это с позиции горожанина, который не был окружен кобзами, даже музыкальным фольклором, исполняемым на кобзе. С позиции этого горожанина я все больше хотел получить доступ к тому, что, по моему мнению, было бы подлинными хранителями игры на кобзе. Соответственно, эта потребность привела меня в румынские села, где до сих пор используется кобза, особенно в молдавских селах”, - сказал Саша-Ливиу Стоянович, который является и музеографом из Музея румынского крестьянина, Румыния.
Итак, говорит кобзарь, импульс был очень личным, связанным также с неким романтизмом, который постепенно развивался в нем. „И, конечно, этот импульс позже прошел через фильтр этнографических исследований, через фильтр академической строгости. Но в начале было огромное любопытство”, - добавил участник группы „Балкан Таксим”.
Научный секретарь Национального музея этнографии и естественной истории, секретарь Национальной комиссии по охране нематериального национального наследия Республики Молдова Андрей Прохин утверждает, что для подготовки такого досье необходимо больше материалов. Во-первых, необходимо разработать карточку элемента живого наследия. По его словам, в Республике Молдова существует национальный реестр нематериального культурного наследия, появившийся еще в 2012 году, в который уже внесена кобза, как и другие традиционные музыкальные инструменты.
Помимо этого реестра, есть еще инвентаризация живых элементов, то есть с более свежей информацией о состоянии элемента. „И в последние годы в последних заявках, которые были подготовлены для представительного списка ЮНЕСКО, разрабатываются такие карточки. Их совсем не просто разработать. Это на самом деле предполагает проведение исследования истории этого элемента. Мы пытаемся проследить нить традиции, как она развивалась, и особенно сделать акцент на настоящем - кто является носителями этой традиции сегодня, как она передается в настоящее время, каковы особенности и какие меры предлагаются для того, чтобы эта традиция имела преемственность”, - объяснил Андрей Прохин.
По его словам, защита - очень важная вещь для ЮНЕСКО, так как наш фольклор, как и у других народов, очень богат, но в нем много оставшихся в прошлом элементов - танцев, мелодий, литературного фольклора, который сегодня больше не практикуется, а если практикуется, то где гарантии, что он останется активным через 10 лет? „Важно отметить, что ЮНЕСКО уделяет большое внимание системе защиты этих элементов традиционной культуры. При продвижении списка необходимо продемонстрировать, что общество проявляет интерес, что этот элемент имеет особое значение, представляет идентичность, помогает решить некоторые текущие проблемы”, - добавил секретарь Национальной комиссии по охране нематериального национального наследия Республики Молдова.
Музыковед, старший научный сотрудник Института культурного наследия Министерства культуры Республики Молдова Виктор Гилаш отметил, что инициаторами этого досье были коллеги из Румынии. И, по его словам, это была хорошая инициатива, поскольку кобза - это элемент идентичности, который представляет нас. „Это еще один общий элемент. Это было необходимо, поскольку кобза была довольно широко распространена по обе стороны Прута. Изначально говорили не о кобзе, а говорили о ее предке, о лютне. Но со временем слово лэутар (музыкант, играющий на народных инструментах), то есть тот, кто играл на лютне, был экстраполирован и на другие инструменты. Лэутаром называли и скрипача, и кобзаря и т. д.”, - объяснил научный сотрудник.
По словам музыковеда, после периода максимального распространения и использования в традиционной среде, особенно в среде лэутаров, слева от Прута, между 19 и 20 веками, цимбал вытеснил кобзу. „Затем, после 1945 года, постепенно она начинает появляться. Сначала в профессиональных группах, а в 80-90-х годах, возможно, несколько раньше, в Республике Молдова, через художественные учебные заведения”, - заявил Виктор Гилаш.
Он добавил, что, поскольку существует риск потери как ремесла, так и инструментов, в Кишиневе был создан комбинат, производящий кобзы, а в учебных заведениях кобзу начали преподавать как учебную дисциплину.
Кобзарь, магистр искусств, преподаватель Академии музыки, театра и пластических искусств, Республика Молдова Виктор Ботнару считает, что если бы в школах не преподавали этот инструмент, то, вероятно, кобзы больше не было бы. Она осталась бы только в воспоминаниях. „У меня есть воспоминания от моей бабушки, которая рассказывала мне о кобзарях, которые приезжали из соседнего села, из Чокылтень. На кобзе пели с гусиным пером. Мой коллега Василе Дандара из села Бэдраджь района Единец говорит, что его отец скрипач, играл и на кобзе, и на скрипке”, - отметил музыкант.
По его словам, еще в 1950 году кобза появляется в видеоклипе известной певицы Тамары Чобану. Ее сопровождал оркестр народной музыки, в котором среди музыкантов были и два кобзаря. И это, говорит кобзарь, его личные живые воспоминания.
А в школах, которые он посещал, он изучал кобзу и лично, вместе со сверстниками, участвовал в различных мероприятиях. Виктор Ботнару убежден, что даже сегодня представляет интерес игра на кобзе, и особенно когда кобзарь еще и поет дойны, баллады, романсы. „Эта музыка нравится слушателям, это чистая музыка, которая возникла возможно, даже в древности”, - отметил кобзарь.
Публичные дебаты „Досье ЮНЕСКО „Кобза”. Молдавско-румынское сотрудничество в сфере популяризации культурного наследия” являются третьими из проекта „Двойная интеграция посредством сотрудничества и информации. Преемственность”, финансируемого Департаментом по связям с Республикой Молдова.