Сельские дома культуры, предназначавшиеся для целей пропаганды, утратили свою цель после распада СССР. А новообразованное государство Республика Молдова не сумело предложить им новую цель. Директор Центра культурной политики Вячеслав Рябчинский рассказал IPN, что 1218 домов культуры являются действующими, а ещё более 400 нуждаются в капитальном ремонте. Процесс уничтожения домов культуры начался тогда, когда эти учреждения были переданы в ведение местной публичной администрации, при этом источники их финансирования продуманы не были.
Вячеслав Рябчинский считает, что новая цель домов культуры не должна быть обобщённой, общей для всех, как это было в советское время –каждый из них должен быть сфокусирован на проблемах конкретного села. В качестве примера можно взять село Бэхринешть района Флорешть, где во дворе дома культуры была установлена печь, и на праздниках люди готовят в ней блюда и устраивают там совместные застолья.
По словам Рябчинского, в той ситуации, в которой оказалась Республика Молдова, лишь дом культуры способен решить одну из самых острых проблем общества – проблему разобщённости. По его мнению, дома культуры являются ресурсом, который не используется из-за отсутствия соответствующей политики. Хотя в Стратегии культуры-2020 говорится, что ежегодно 3% домов культуры будут превращаться в культурные, общинные центры, до сих пор этого не происходит.
По мнению директора дома культуры в села Чигырлень района Яловень Дианы Жосу-Браниште, сегодня дома культуры оживляют населённые пункты, объединяют поколения, продвигают таланты посредством организации и проведения культурных, художественных и иных мероприятий. В последние годы в сёлах стали организовывать ряд фестивалей, и это мотивирует людей посещать дома культуры. Примар Чигырлень сожалеет о том, что не все дома культуры оснащены в соответствии с той деятельностью, которую они осуществляют, а в отсутствие условий для работы их миссия не может быть выполнена на ожидаемом уровне.
Был бы желателен трансграничный проект, в рамках которого ежегодно капитально ремонтировался бы один дом культуры в каждом районе страны, отмечает директор дома культуры села Чигырлень. По её мнению, стимулирование, поддержка и продвижение властями молодых специалистов „держали бы в тонусе” культурную жизнь села.
Тамара Кощуг, участница фольклорного ансамбля „Colinda” из города Сорока и старший специалист Отдела культуры и туризма в районном совете Сороки, говорит, что сегодня дома культуры в молдавских сёлах ветшают, это учреждения, в которых в лучшем случае открывается и закрывается дверь. Исключениями являются те дома культуры, которые работают на высоком уровне, но их мало. Из-за низкой численности населения и отсутствия квалифицированных кадров дома культуры пришли в своё нынешнее состояние. Развитие технологий удерживает молодёжь в плену социальных сетей, а бюджет, предоставляемый этим учреждениям примэриями, является бюджетом жёсткой экономии. „Это печальный сигнал, говорящий о деградации населения”, - отметила Тамара Кощуг, цитируемая IPN.
„У нас имеется богатое и красивое наследие, мы должны продвигать его и подчёркивать его значимость всю жизнь”, - считает участница фольклорного ансамбля „Colinda”. По словам Тамары Кощуг, необходима Национальная программа защиты культурных учреждений. Там, где это возможно, дома культуры должны стать общинными центрами, с танцевальными, спортивными, музыкальными кружками и т. д. По её мнению, дома культуры нужно вернуть на баланс районных советов, у которых имеется возможность их поддерживать. Ещё одним решением стал бы приём на работу квалифицированных специалистов, которые занимались бы организацией мероприятий, обеспечивая их более широкое освещение.