logo

Диаспора способна внести вклад в устойчивое развитие Республики Молдова. Комментарий Думитру Викола и Юлиана Грозы


https://www.ipn.md/ru/diaspora-sposobna-vnesti-vklad-v-ustoychivoe-razvitie-respubliki-moldova-komment-7978_1082887.html

„Диаспора” является, пожалуй, одним из слов, наиболее часто употребляемых в последние годы. Массовое участие диаспоры в нескольких последних выборах наводит на мысль о растущей роли молдавских граждан, находящихся за пределами страны, в политической и общественной жизни Республики Молдова. Кроме того, денежные переводы остаются важным источником, подпитывающим экономический рост. Тем не менее, такое явление последних лет, как воссоединение семей за рубежом, может снизить долю денежных переводов в ВВП. В этих условиях молдавским властям следует переосмыслить и укрепить отношения между диаспорой и страной, создав больше возможностей для активного участия граждан, находящихся за рубежом, в устойчивом развитии Республики Молдова.

----

Возможно дальнейшее сокращение доли денежных переводов в ВВП

Согласно ряду исследований, более половины из числа находящихся за рубежом уже перевезли к себе свои семьи. Это, в сочетании с эмиграцией семей в полном составе и более чем 144 тысячами новых заявок на восстановление румынского гражданства, может привести к сокращению объёма денежных переводов в ближайшие годы. На рисунке 1 показано количество граждан из диаспоры относительно населения в целом, согласно оценкам ООН (за исключением проживающих в Румынии и Украине), а также доля денежных переводов в ВВП за период 2010–2020 годов. Можно заметить, что доля денежных переводов в ВВП снижается, в то время как доля диаспоры в общей численности населения растёт. Этот аспект, вероятно, отражает вышеупомянутые последствия воссоединения семей.
 

Рисунок 1. Денежные переводы, по-видимому, сокращаются, в то время как диаспора увеличивается

Источник: Всемирный банк, расчёты авторов
 

Долю денежных средств, переправленных неофициальными путями, оценить трудно, но, вероятно, она снизилась с 40–50% в 2010 году до 20% в 2020 году. Это правда, что в 2020 году и в первом квартале 2021 года денежные переводы получили новый импульс, но мы предполагаем, что больший объём переводов в течение последних 12 месяцев был обусловлен преимущественно увеличением сбережений мигрантов, проживающих за рубежом, из-за ограничений мобильности (например, коэффициент сбережений домохозяйств во Франции вырос с 14,6% в 2019 году до 21% в 2020 году). Другая причина заключалась в том, что граждане, проживающие в Республике Молдова, испытывали более высокую потребность в дополнительном доходе. Кроме того, сократились объёмы средств, переправляемых через водителей микроавтобусов.

Мы разработали модель для количественной оценки экономической динамики в отсутствие денежных переводов. Для этого мы разработали векторную авторегрессионную модель, основанную на (а) годовом росте ВВП на душу населения; (б) доле конечного потребления домохозяйств в ВВП, (в) доле прямых иностранных инвестиций в ВВП, (г) доле платёжного баланса в ВВП и (д) доле денежных переводов в ВВП. Приведены данные по годам за период 2000–2019 гг., их источником является Всемирный банк. Согласно оценкам, сделанным на основе данной модели, денежные переводы в размере одного процентного пункта от ВВП генерируют рост ВВП на душу населения в размере 0,19 п.п. Рисунок 2 иллюстрирует динамику ВВП на душу населения без учёта денежных переводов, начиная с 2010 года. Можно сделать вывод, что в 2019 году ВВП на душу населения оказался бы на 29% меньшим, не получай экономика денежные переводы в период с 2010 года.
 

Рисунок 2. ВВП на душу населения  был бы на 29% ниже в отсутствие денежных переводов с 2010 года

Источник: Всемирный банк, расчёты авторов


Эмиграционные намерения окажут ещё большее давление на пенсионную систему

В 2020 году неактивное на рынке труда население составляло около 1177,9 тысячи человек. Хотя на протяжении периода с 2014 года число желающих эмигрировать менялось, можно заметить наличие более чем 130–140 тысяч человек, или 11–12% неактивного населения, которые видят своё будущее за рубежом (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. 130140 тысяч человек стабильно желают эмигрировать

Источник: Всемирный банк, расчёты авторов

 

 

В реальности число тех, кто планирует эмигрировать, может быть намного большим. Это, безусловно, окажет ещё большее давление на экономические основы страны. Например, пенсионная система может стать ещё менее устойчивой. На данный момент соотношение между работающими и пенсионерами составляет 1,25, а минимальное соотношение, необходимое для устойчивости социальной системы, составляет 4 налогоплательщика на 1 пенсионера. Если брать долгосрочные прогнозы ООН, то количество получателей пенсий по возрасту может превысить число работающих в 2030 году (Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Пенсионная система станет ещё менее устойчивой

Источник: НКСС, ООН, расчёты авторов

 

Сбережения мигрантов могут оказаться ещё более ценными, чем их денежные переводы

Мы подсчитали, что экономике Республики Молдова нужно будет вырасти более чем на 7% за десятилетие, чтобы повысить уровень участия на 10 процентных пунктов. Соответственно, это означало бы, что для поддержания такого экономического роста потребуются дополнительные государственные и частные инвестиции в размере не менее 400 миллионов долларов в год. Однако такое явление, как воссоединение семей, в сочетании со снижением доли денежных переводов в ВВП и настойчивыми эмиграционными намерениями, снижает потенциал экономического роста. Таким образом, анонсированный ЕС план экономического восстановления, реформаторы у власти и долгосрочная концепция развития страны могли бы заложить фундамент для периода прочного экономического роста. Кроме того, правительство, уделяющее особое внимание реформам, могло бы привлечь симпатии диаспоры, которая также может внести существенный вклад в реализацию новой программы переосмысления Республики Молдова.

Если справедливо предположение о том, что в ближайшие годы в области денежных переводов будет наблюдаться нисходящий тренд, то властям следует больше сосредоточиться на привлечении сбережений молдавских граждан, хранящихся за рубежом. Исходя из результатов предварительного анализа, основанного на источниках ООН, мы оцениваем, что в 2019 году сбережения, накопленные молдавской диаспорой в 13 наиболее густонаселённых странах мира, составляли около 1,8 миллиарда долларов (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Диаспора откладывает про запас по 800 миллионов долларов в год

Источник: Всемирный банк, расчёты авторов

 

Из них 1,06 миллиарда были отправлены в Молдову, а остальные средства, около 800 миллионов долларов в год, были отложены в качестве сбережений. Эти сбережения должны стать целью национальных программ по привлечению сбережений, и на их основе могут обрести форму и возможности для возвращения диаспоры домой. Кстати, исходя из наших оценок относительно отдельных стран, можно заметить, что объём денежных переводов из России и Израиля превышает объём сбережений. Это согласуется с выводами исследований о том, что более 60–70% из находящихся в этих двух странах находятся за рубежом самостоятельно, в то время как их семьи остаются в Молдове.

Программы по привлечению сбережений мигрантов

Программа PARE 1+1 относится к числу успешных. Так, с 2011 года и до настоящего времени было подписано 1757 договоров о финансировании, сумма грантов составила 367,63 миллиона леев, а инвестиции в экономику – 1,08 миллиарда леев (Рисунок 6). Следует отметить, что более половины бенефициаров программы PARE 1+1 являются предприятиями, управляемыми родственниками мигрантов первой степени, что внушает самим мигрантам мысль о возможности возвращения домой или об инвестициях для получения дополнительного дохода. Реализация программы PARE 1+1 была продлена и на 2021 год, но для успеха этой программы требуется дальнейшее продление её действия и увеличение объёмов доступных грантов.
 

Рисунок 6. Инвестиции в экономику через PARE 1+1 превысили 1 миллиард леев

Источник: ODIMM, расчёты авторов

 

Ещё одной успешной программой является „Миграция и местное развитие”, на первом этапе которой было создано свыше 40 объединений местных уроженцев, которые за 2015–20 годы привлекли инвестиции в размере 1, 35 миллиона долларов. К этой сумме прибавились 3 миллиона долларов от партнёров по развитию и 3,95 миллиона долларов от местных властей. На базе этой программы Бюро по связям с диаспорой разработало и утвердило на 2019–25 годы проект DAR 1+3, призванный стимулировать развитие населённых пунктов. Проект поддерживается местными властями, партнёрами по развитию и объединениями местных уроженцев. В 2020 и 2021 годах из 136 представленных проектов были отобраны 64 проекта, общей стоимостью 12,8 миллиона леев.

Кроме того, развитие экосистемы краудфандинга и инвестиций в предприятия является перспективной платформой в плане привлечения сбережений. Возможность приобретения долей участия или акций стартапов позволяет как создать канал для передачи знаний, так и обеспечить дополнительный доход для диаспоры. Кроме того, продажа государственных ценных бумаг напрямую диаспоре и населению является ещё одной возможностью с неосвоенным потенциалом. Власти уже прилагают усилия для того, чтобы облегчить удалённую покупку ГЦБ населением. Однако этот процесс должен быть ускорен. Сбережения тех, кто находится за границей, могут быть вложены в ГЦБ, что обеспечит дополнительный источник дохода при потенциальном возвращении домой.

Вместо заключения...

Деятельное гражданское участие диаспоры в общественной и политической жизни Республики Молдова становится всё более широким и значимым. Парламент нового созыва и следующее правительство должны будут рассматривать диаспору не только как важный ресурс, поддерживавший экономику на протяжении последних 10 лет, но и как важную часть решения для экономического возрождения страны. В противном случае имеется большой риск того, что в ближайшие годы окно возможностей закроется, и Республика Молдова достигнет точки, возвратиться из которой будет трудно. Экономика утратит устойчивость, количество пенсионеров превысит численность работающих, сократятся объёмы денежных переводов, а страна будет стареть и терять население.

Вот почему власти должны развивать программы по привлечению сбережений тех, кто находится за рубежом, объёмы которых могут составлять порядка 800 миллионов долларов в год. Эти сбережения, преобразованные в инвестиции в МСП посредством PARE 1+1 или краудфандинговых платформ, а также путём вложений в государственные ценные бумаги для финансирования инвестиций в инфраструктуру, могли бы оказать поддержку новой долгосрочной национальной программе – ReThink Moldova 2.0. Соответственно, концепция страны и социально-экономической трансформации, которая определится по итогам досрочных парламентских выборов от 11 июля, может заложить основы новой парадигмы взаимоотношений между диаспорой и Молдовой.
----

Думитру Викол – ассоциированный аналитик Института европейской политики и реформ (IPRE). Принимал участие в проектах по продвижению и развитию финансовых инструментов в Республике Молдова. Является выпускником Лондонской школы экономики (Великобритания).

Юлиан Гроза эксперт в области международных отношений, европейской политики и надлежащего управления. Занимал должность вице-министра иностранных дел и европейской интеграции. В настоящее время он является исполнительным директором IPRE.

----

Данный комментарий подготовлен в рамках проекта „Мы и Европа Анализ молдо-европейских отношений с помощью инновационных медийных и аналитических продуктов”, реализуемого Институтом европейской политики и реформ (IPRE) в партнёрстве с IPN, Radio Chișinau и ZUGO.md, при поддержке Фонда Конрада Аденауэра. Мнения, представленные в этом комментарии, принадлежат их авторам.