Депутаты не обладают достаточным потенциалом для осуществления эффективного парламентского контроля, поскольку не обладают всеми необходимыми инструментами для того, чтобы получать информацию и организовать альтернативную следственную деятельность, располагая лишь представленными ответственными учреждениями сведениями. Выводы содержатся в исследовании, подготовленном Ассоциацией„Promo-LEX” совместно с Секретариатом парламента, - передает IPN.
Исследование показывает также, что только одна треть от общего числа инициатив по формированию следственных комиссий принимается Парламентом, а положения Регламента Парламента по организации и деятельности комиссий по расследованию, не регламентированы в полной мере.
Программный директор Ассоциации „Promo-LEX” Николае Панфил подчеркнул тот факт, что почти половина созданных следственных комиссий не выполняют возложенные на них обязанности и не направляют на рассмотрение в парламент отчеты комиссии. Точнее, деятельность аж 6 комиссий по расследованию не завершились представлением и утверждением каких-то отчетов. Случаи, когда следственные комиссии все-таки составили отчёты и зарегистрировали их, но которые не обсуждались на пленарном заседании законодательного органа, можно отнести к категории „растраты административных средств”. „Получается, что деятельность комиссий носила только информационный характер, без результатов и без воздействия”, - приходит к выводу Николае Панфил.
Кроме того, не предусмотрены механизмы контроля выполнения рекомендаций комиссий по расследованию и нет процедур отчетности Правительства и других соответствующих субъектов. Авторы исследования хотели бы, чтобы в будущем Кодексе парламентских правил и процедур содержались более конкретные положения на эту тему.
Авторы исследования рекомендуют также ввести четкие положения по организации и деятельности следственных комиссий, полномочий комиссии, участия в заседаниях комиссии, в том числе вызова и заслушивания лиц, порядка работы в комиссии по расследованию, а также юридической силы отчета следственной комиссии. Кроме того, во избежание недоразумений рекомендуется конкретизировать вопросы, которые могут стать предметом расследования следственной комиссии.
Другая рекомендация - обеспечить прозрачность путем четкого регулирования случаев, когда парламент может отказать в создании следственной комиссии. Вместе с тем, во избежание частых изменений сроков проведения парламентских расследований, предложено, чтобы Регламентом Парламента был установлен срок в 190 дней, в течение которого следственная комиссия должна завершить расследование, составить отчет Комиссии и представить его на рассмотрение Парламента.
Политический консультант Корнелиу Чиримпей заметил, что в исследовании не представлены данные о составе комиссий, отметив, что председатель и секретарь во всех случаях являются представителями коалиции большинства. В то же время он считает, что прокуратура должна проявлять повышенный интерес к отчётам следственных комиссий, даже если они могут содержать разные мнения.
Вице-председатель парламентской Комиссии по вопросам права Вероника Рошка подчеркнула, что Молдова находится на фундаментальном этапе своей демократии. Депутат заявила, что хотела бы, чтобы исследование было использовано в разработке законодательного механизма, который привел бы к ответственности каждого.