Что происходит с ценой на нефть? Комментарий Инфо-Прим Нео
https://www.ipn.md/ru/chto-proiskhodit-s-tsenoy-na-neft-kommentariy-info-prim-neo-7966_969759.html
Изменение цены на нефтепродукты на рынке Республики Молдова свидетельствет о неопровержимой истине: Молдова с точностью отражает мировые экономические процессы, в частности на сегменте установления цен на энергетические ресурсы экономическими агентами. Последнее повышение цен на горючее произошло 1 мая, а по просочившейся в начале этой недели информации, речь идет о новом повышении на 10 процентов цены на солярку и 7 - на бензин. Нынешнее повышение на эту продукцию оказывается для нас довольно привычным, хотя, надо признать, другого решения для подобных ситуаций просто не найти.
Ясно, что торговая цена на эту продукцию зависит прежде всего от импортной цены. В первом квартале этого года импортная цена солярки выросла в среднем по сравнению с первым кварталом прошлого года примерно на 62 процента – с 566, 4 доллара США за тонну до 916, 6 доллара. Рост цены на бензин составил более 54 процентов, достигнув 857, 2 доллара за тонну, а сжиженного газа – почти на 58 процентов (787, 7 доллара/тонна).
Первые месяцы этого года характеризовались поразительной стабильностью цен на внутреннем рынке. Только в марте – 5 и 20 марта – на солярку зарегистрировано два повышения цен – на 5,9 и, соответственно, 6 процентов, а бензин подешевел на 2,3 процента и, соответственно, на 1 процент. Итак, цена солярки достигла в марте 13,25 лея/литр, а бензина – 13,14. Следует сказать, что в этот же период впервые в истории Молдовы цена солярки обогнала цену бензина.
1 мая, однако, мы увидели новое изменение цифр на панно – бензин продается по цене 13,85 лея/литр, а солярка повторяет цену бензина.
Итак, недавнее изменение цен – четвертое в этом году, хотя, вернее было бы сказать, четвертое повышение лишь за пять месяцев. Ритмы роста практически беспрецедентны, так как столько же повышений произошло на всем протяжении 2006 года, а в 2007 году они менялись лишь трижды.
На ситуацию оказывает сильное влияние общая мировая картина. Цены растут как на региональном уровне, так и во всем мире. Пять лет назад импортеры из Молдовы покупали тонну бензина по средней цене 259 долларов США, а солярку – по 232 доллара. Ныне импортная цена на таможне -1254 доллара за тонну солярки и 1100 долларов за тонну бензина. Если кто-то еще помнит, в 2003 году бензин не превышал 5 леев за литр. Это трудно представить сегодня, так же как то, что происходит сегодня, трудно было бы предсказать 5-10 лет назад.
[Почему никто не слышит колокола Хабберта?]
Торговая добыча нефти началась в 1859 году. В ту пору население мира составляло менее 1,5 миллиарда человек. 150 годами позже мировое население выросло до 6,5 миллиардов. За это время мы сумели использовать половину мировой нефти. По некоторым оценкам, остальная еще не добытая половина может быть израсходована не более чем за 50 лет. С другой стороны, существуют мнения, согласно которым, нынешние ритмы роста цены сделают невозможной или в лучшем случае бесполезной ее добычу. Расчеты показывают: чтобы добыть, переработать и перевезти 10 баррелей нефти расходуется от 0,17 до 1 барреля нефти.
Так или иначе о нынешней ситуации на мировом рынке горючего предупреждал ряд аналитиков, политиков. Выступая в 1999 году, вице-президент США Дик Чейни говорил: «По расчетам, спрос на нефть ежегодно будет расти примерно на 2% в год. В то же время естественное сокращение продукции составит примерно 3% в год. Это значит, что в 2010 году нам потребуется 50 миллионов баррелей». Чуть позже, по расчетам в нефтепромышленности, пропасть между спросом и предложением ожидалась после 2007 года и это в том числе и год, который мы переживаем сейчас, когда мы не сводим глаз с показателей цены на торговых биржах и заправочных станциях.
Бесспорно, рост цен указывает на кризисную ситуацию, но это ситуация, которая вовсе не носит временного характера, последствия которой могут быть очень болезненными для человечества. По некоторым расчетам, нефтепромышленность находится как раз в точке, уже несколько десятилетий назад названной «вершиной Хабберта». Геолог компании «Shell» Мэрион Кинг Хабберт в 1956 году предсказал – и это подтвердилось – что нефтепродукция, добытая в США, достигнет максимума в 1970 году. Он предсказал и вершину мировой продукции в 1995 году - предсказание, которое, кажется, опаздывает примерно на 10-15, а, может быть, даже на 20 лет. Схематически «вершина Хабберта» не что иное, как контуры колокола, а кривая показывает, что продукция быстро растет в его основании, а затем все медленнее - к вершине. Вершина кривой совпадает с точкой, где мы на 50 процентов использовали запасы нефти. После того как точка преодолена, продукция начинает сокращаться, в то время как цены начинают все больше расти. Например, если предположить, что вершина нефти была достигнута в 2008 году, в 2028 году продукция снизится до уровня 1988. С другой стороны, население 2028 года будет в два раза больше, чем в 1988, а мир будет значительно более индустриализованным (то есть более зависящим от нефти), чем в 1988. В результате возникнет трудноустранимый разрыв между спросом на нефть и производством нефти.
Этот колокол геолога Хабберта посылает громкие сигналы тревоги много, много лет. Несмотря на это, мир, кажется, их не слышит или просто не в состоянии осознать их значение. Проще говоря, «вершиню нефти» для нашей цивилизации можно сравнить с обезвоживанием человеческого организма. Человеческий организм содержит 70% воды. Для человека с весом в 70 кг это означает около 50 кг воды. Поскольку вода важна для жизни, не обязательно, чтобы человек потерял 50 кг воды, для того, чтобы умереть! достаточно лишь нескольких килограммов! Подобным же образом экономика, основывающаяся исключительно на нефти, рухнет значительно раньше исчезновения всех запасов нефти. Разрыв в 10-15% между спросом и производством достаточен для того, чтобы экономика рухнула.
И еще одно уточнение: обезвоживание мировой экономики началось раньше. В настоящее время уровень добычи превышает примерно в 5 раз уровень открытия новых запасов. С 1960 годы нефтяники находят меньше нефти, чем она используется.
Так как вопрос в начале этой статьи - «Почему дорожает горючее?», неправильно было бы не назвать здесь и другие причины, кроме упомянутых, - природного характера, вооруженные вмешательства в различных регионах (особенно там, где есть значительные запасы), политические и экономические интересы великих держав. Но основной причиной остается все же чрезмерное потребление.
Хотя мы будем оперировать не последними данными статистики, они все же отражают состояние дел, примерно соответствующее сегодняшнему. В 2004 году ежедневное мировое потребление было 83 миллиона баррелей. Ежегодное мировое потребление -28 Gбаррелей. В США ежедневное среднее потребление составляло 23 млн барелей, то есть четверть от общего потребления. С другой стороны, Китай потреблял ежедневно 2,1 млн баррелей, но лишь годом позже потребление составляло 3,02 млн барреля, и это означает рост ровно на 50%.
В Китае рост количства произвденных местных машин составил более 1000% с 1999 и до 2004 года.
[Сколько нефти осталось?]
Оценки в нефтяной сфере приводить трудно, скорее даже невозможно. Нефтекомании не публикуют сведения ни о своих запасах, ни о известных им месторождениях. Нефть делится на множество подкатегорий и у каждой страны или мировой организации другие стандарты мер и другие названия. По расчетам Laherrere Campbell, к концу 1996 года в мире было примерно 850 Gбаррелей условной нефти P50 (P или F относится к возможности найти в соответствующем месте рассчитываемый объем, P50 означет 50% шансов). Наиболее интересный расчет сделан в в 1991 году Graig Hatfield из Толедского университета, который проанализировал вариант “U.S. Geologicasl Survey”, а именно 1550 оставшихся Gбаррелей, объем, почти в два раза превышающий вариант Laherrele-Campbell. Анализ Craig показал, что мир достигнет высшей точки производства нефти за 15 лет. То есть в 2006 году. Оценки касаются нефти P10, шансов на добычу рассчитываемого объема – 10%.
Больше или меньше – сегодня цифры почти не имеют значения. Важно будущее, которое не очень пахнет бензином. Арабы из Саудовской Аравии говорят: «Мой отец ездил верхом на верблюде. Я веду машину. Мой сын – джип. Его сын будет ездить верхом на верблюде». Арабы слов на ветер не бросают. Тем более, что самые большие мировые запасы нефти находятся как раз под копытами их верблюдов. И если все-таки не видно, чтобы мы очень доверяли знаниям и цитатам из выступлений известных людей, может быть, нам помогут знаки. Один из них – некоторые люди верят: то, что почти за 30 лет в США не был построен ни один нефтеперегонный завод, связано с протестами экологов. Подобное представление совершенно бессмысленно, если подумать о финансовом и политическом влиянии нефтепромышленности в сравнении с влиянием экологического движения. Неужели вы верите, что Рональд Рейган и Джордж Буш позволили бы, чтобы собрание несносных экологов заблокировало строительство нефтеперегонного завода, намеченное крупными нефтяными компаниями?
[У Молдовы такая же проблема]
По оценкам экспертов «Business Expert», по биржевой цене 200 USD/баррель, литр бензина сможет стоить 1,80 долларов США. А в докладе Golden Sachs говорится, что цена на нефть может достигнуть 200 долларов за баррель за последние шесть месяцев, если спрос будет расти. Любой 10-процентный рост неочищенной нефти на мировом рынке вызывает повышение на 2-3% цены перекаченной нефти в Республике Молдова. Цены на нефть развязаны, после того как 5 мая достигли нового исторического рекорда 122 доллара за баррель, затем лишь за два дня быстро дошла до 124 и 125, чтобы к концу недели баррель достиг 126, 2 доллара на Нью-Йоркской бирже.
В первом квартале этого года наблюдалось сокращение примерно на 12 процентов импорта нефтепродуктов, хотя в общем цены свидетельствуют о продолжающемся росте этого количества. Если в 2006 году импортеры доставили в Молдову 122, 6 тысячи тонн бензина, то в 2007 импорт был 144, 2 тысячи тонн. И у импорта солярки те же тенденции роста. В целом ритм роста составляет примерно 10 процентов, прогнозируемые ритмы и для нынешнего года, хотя рост цен может внести некоторые поправки в цифры.
Совершенно ясно, что на наш рынок нефтепродуктов оказывают большое влияние региональные и мировые феномены в этой сфере. Как ни печально и как нежелательно, цены будут расти и дальше, а импортеры, продавцы, другие участвующие на рынке лица никоим образом не могут повлиять на эту ситуацию. Это проблема времени, в котором мы живем. Не мы выбрали это время. Мы выбрали нефть как основную составляющую в процессе своего развития, а эта составляющая все же ограничена.