Интервью IPN: Сельскохозяйственные производители дали правительству две недели на решение проблем, сложившихся в отрасли. Половина срока уже прошла. Председатель Национальной федерации фермеров Валериу Косарчук утверждает, что если правительство будет по-прежнему отмалчиваться и игнорировать требования работников агросектора, представители ряда отраслевых организаций встретятся на следующей неделе в Кишинэу для принятия решения о проведении акций протеста.
----
– Как оценивают работники агросектора политику, которую проводит правительство в области сельского хозяйства?
– По нашему мнению, политика государства в области сельского хозяйства неправильная. Мы подготовили резолюцию, в которой изложили свои требования, и передали ее в соответствующие органы. Мы поддерживаем идею, согласно которой в Молдове необходимо поддержать мелких фермеров. Мы считаем, что в поддержке нуждаются и молодые земледельцы, и исходим из того, что сельскохозяйственный работник считается молодым до 40 лет. Мы выступаем за то, что молодые фермеры должны получать более крупные субсидии – до 60%, что поможет привлечению молодежи в сельские районы.
Из всей сельскохозяйственной продукции 70% приходятся на долю мелких фермеров, но из Фонда субсидирования для них предусмотрены лишь 20%. В итоге те, кто производит львиную долю продукции, не мотивированы. Мы считаем целесообразным разделить Фонд субсидирования: 50% мелким хозяйствам, 50 – корпоративным. Также, мы предложили регламентировать и размер компенсации на одного бенефициария – до 400 тысяч леев, что позволит расширить список фермеров-получателей субсидий.
На 2013 год ставка НДС установлена на уровне 20%, и нам пришлось потратить немало времени на то, чтобы убедить в необходимости оставить 12% из этих средств на счета сельскохозяйственных производителей. Власти решили, что ставка будет взиматься стандартная , 20-процентная, с последующим возвращением 12%. Мы видим, что налоговая политика на 2014 год содержит аналогичное положение. Мы предложили, чтобы подлежащий взиманию НДС полностью оставался на счета сельскохозяйственных производителей, чтобы он составил 20%, но деньги не перечислялись в бюджет, а, как это делается, например, на Украине, направлялись на развитие производствa.
– А рынок сбыта сельхозпродукции – что он собой представляет?
– Есть проблемы и с рынком сбыта, поэтому мы и предложили начать строительство агропродовольственного центра в Кишинэу. Это придало бы уверенности местным производителям, так как на их товар будет поступать заказ с последующей поставкой на внутренний или внешний рынок. В этой связи отметим и тот факт, что Закон о защите конкуренции не работает – на рынке есть монополисты. Дело дошло до того, что из Молдовы вагоны были отправлены в другие государства, лишь бы наши производители не смогли экспортировать свою продукцию.
Мы предложили также создать интервенционный фонд для регулирования рынка сельхозпродукции. Суть идеи в том, что при наличии избытка продукты в хорошие годы государство скупает эти излишки, а в случае возникновения дефицита государство осуществляет интервенции. Исследования показывают, что в Молдове через год условия для урожая плохие. Скажем, в этом году урожай хороший, значит – сельхозпродукция дешевая и у производителей нет средств, чтобы проинвестировать в хорошие семена и удобрения; в следующем году урожай очень плохой – и снова дефицит. Благодаря этому интервенционному фонду мы хотим сбалансировать цены, чтобы не было такого, что в одном году килограмм пшеницы стоит 5 леев, а в следующем году – 1,60 лея.
Мы предложили внести изменения в Закон о доступе на рынок нефтепродуктов с тем, чтобы сельскохозяйственные производители объединялись в кооперативы с правом импортировать нефтепродукты непосредственно от завода, минуя посредников. Целесообразно, на наш взгляд, пересмотреть и методологию расчета цен на нефтепродукты. Мы подсчитали, что торговая наценка в цепочке импорт-продажа в Молдове в два раза выше, чем в любом государстве Евросоюза. Таким образом, по нашим подсчетам, можно снизить торговую надбавку и увеличить акцизы на нефтепродукты, а накопленные деньги – порядка 500 млн. леев – использовать для компенсации расходов на топливо. В Румынии, например, компенсируются расходы на солярку, используемую для сельскохозяйственных работ.
– Почему вы решили, что можете прибегнуть к массовым акциям протеста?
– В июле с.г. состоялось заседание с участием премьер-министра Юрие Лянкэ и представителей сельскохозяйственных производителей. Премьер распорядился, чтобы в 10-дневный срок был разработан и представлен на утверждение план действий по устранению проблем, с которыми сталкивается сельское хозяйство страны. Прошло три месяца, а плана как не было, так и нет. Планировалось создать какие-то комиссии по наблюдению за ходом выполнения плана и провести заседание с представителями Таможенной и Налоговой служб, чтобы обсудить барьеры. Но ничего этого не было сделано.
Мы не прибегли к радикальным мерам – пикетам и акциям протеста. Мы приняли совместную резолюцию, которую направили в соответствующие органы, дали 2-недельный срок на принятие мер по устранению проблем в сельском хозяйстве. Если за две недели не будут найдены решения, мы начнем массовые акции протеста. Наша власть своим поведением вынуждает нас к этому, поскольку терпению крестьян тоже есть предел. Да, они послушны и добродушны, их мысли об одном – что надо работать, что надо пахать/сеять, иначе нечего будет собрать осенью. Они живут надеждой, что, может, правительство начнет действовать. Но всякому терпению есть предел…
– Как поддерживает фермеров возглавляемая вами Федерация?
– Основная цель, которую преследует Национальная федерация фермеров Молдовы – способствовать росту доходов членов федерации. Мы внедряем два проекта, направленные на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей Молдовы. Основная наша работа в этом контексте состоит в организации тренингов в вопросах доступа на рынок, изучении и использовании передового опыта и современной техники. Организуем и визиты на лучшие фермы европейских государств, обмениваемся опытом.
У нас разработана и специальная программа поддержки молодых фермеров, есть инновационный фонд, который позволяет хоть немного помочь молодым фермерам, работающим с инновационными технологиями. Есть и программа продвижения женщин-фермерш в рамках федерации, проводятся мероприятия по обмену опытом. Нельзя сказать, что заметно растет число женщин, занимающихся сельскохозяйственным бизнесом, но есть женщины, которые прекрасно развивают свой бизнес.
– В период с 23-го по 26 октября состоится XVI-я выставка „FARMER”. Что нового ждет нас на этой выставке?
– Это традиционная выставка, проводится она уже давно. На выставке будут представлены лучшие технологии по уборке продукции с высокой добавленной стоимостью. Фермеры-участники выставки смогут встретиться с поставщиками техники и удобрений. 24 октября состоится специальное заседание по чествованию женщин, занимающихся сельским хозяйством. Также, представим информацию о наших связях с фермерами и производителями техники из Чехии. В рамках специальной программы при поддержке чехов мы сняли несколько фильмов о фермерах Молдовы; этими фильмами мы покажем, каково быть фермером. Хотим доказать, что в Молдове можно наладить успешный бизнес и в сельском хозяйстве.
Марианна Галбен, IPN