logo

Чего хотят сельхозпроизводители? Чего хочет или не хочет власть? Дебаты IPN


https://www.ipn.md/ru/chego-khotyat-selkhozproizvoditeli-chego-khochet-ili-ne-khochet-vlast-debaty-8004_1078542.html

Протесты аграриев привлекли к себе большое внимание и заслуживают более пристального рассмотрения, как отдельное явление, так и как часть протестного движения в Республике Молдова. Акция и феномен протестов в целом обсуждались экспертами в ходе публичных дебатов: „Чего хотят сельхозпроизводители? Чего хочет или не хочет власть?”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что протестуют сельхозпроизводители, а движущей силой этих протестов является Национальная федерация фермеров Республики Молдова, потому что у них есть, по крайней мере, программа, которая объясняет, почему они протестуют и чего они хотят, что очень важно. По мнению Игоря Боцана, взгляд протестующих на сложившуюся ситуацию начинается с силы, которую представляют сельхозпроизводители Республики Молдова - сельское хозяйство, которое вместе с перерабатывающей и пищевой промышленностью представляет собой треть экономики страны и которое является самой важной отраслью. Об этом свидетельствует оборот, доходы, которые имеет государство в результате деятельности сельхозпроизводителей и перерабатывающей промышленности, а также количество людей, которые трудятся в этой отрасли. „Эта основная экономическая сила попала в очень сложную ситуацию из-за 2020 года: суровая засуха, морозы весной, град. В частности, сельхозпроизводители, выращивающие вторую группу зерновых, считают, что их потери составляют от 80 до 100%, поэтому их требования абсолютно законны”, - сказал Игорь Боцан.

По его словам, протесты сельхозпроизводителей проходят на основании Закона о собраниях и являются полностью законными. „Еще одна вещь, на которую ссылаются сельхозпроизводители, заключается в том, что на этапах, когда начались протесты, в первой декаде августа, затем в октябре, правоохранительные органы неадекватно относились к ним, пытаясь запугать их, чтобы остановить протесты, что и мобилизовало аграриев. Последней каплей был проект Закона о бюджете с повышением ставки НДС с 8% до 12%”, - заявил Игорь Боцан.

По словам эксперта, молдаване протестуют ситуационно, то есть, когда есть определенные социальные явления или реагируют на определенные политико-законодательные проекты. Примером является протест, организованный в начале 2000-х годов Христианско-демократической народной партией, когда ПКРМ попыталась изменить законодательство о языке, истории и т. д. „Затем появился еще один этап протестов, связанных с переориентацией вектора европейской интеграции на евразийскую, и кульминацией стал протест от 7 апреля 2009 года, который, возможно, стал самым жестоким протестом в стране. Последовали протесты 2015-2016 годов, связанных с кражей миллиарда”. Сейчас, говорит Игорь Боцан, мы наблюдаем этот протест, который, если государство не поможет аграриям, то около 80% из них рискуют обанкротиться, что было бы беспрецедентным ударом для всей страны.

По мнению эксперта в области экономической политики в ИРСИ „Viitorul” Виорела Кивриги, сельхозпроизводители требуют, в первую очередь, максимального внимания в трудный год, каким является 2020 год. Отсутствие внимания в течение года ведет к негативным последствиям, как для сельхозпроизводителей, так же для властей. По его мнению, нынешние протесты обязательно отразятся на ситуации в стране. „Государственные учреждения и законодатели проявили близорукость, что сильно влияет на бизнес-среду в стране. Закон, имеющий экономические последствия, должен обсуждаться, а отсутствие стабильности в законодательном плане застает сельхозпроизводителей и предпринимателей врасплох и влияет на способ осуществления экономической деятельности. Обязательно нужно было обсудить с аграриями возвращение к 12% ставке НДС”, - сказал Виорел Киврига.

По словам эксперта, НДС - это налоговое предложение, которое может повлиять на значительную часть сельхозпроизводителей, поскольку не все из них являются плательщиками НДС. „Эшелон предпринимателей в сельском хозяйстве довольно большой, но очень многие из них не являются владельцами сельскохозяйственных земель, которых они обрабатывают. Это крестьянские хозяйства, которые управляют около 25% землями сельскохозяйственного назначения. Соответственно, одна сторона будет затронута, другая сторона не будет затронута. Хуже всего то, что такой закон не консультировался и был принят без учета последствий”, - заявил Виорел Киврига.

Эксперт отметил, что Республика Молдова не может предоставлять такие же субсидии, как и европейские государства, потому что у нее менее развитая экономика. „Однако сельхозпроизводителям нужно помочь войти в сельскохозяйственный 2021 год с минимальными потерями. Аграрии, которые протестуют, имеют поддержку со стороны некоторых сегментов населения, которые пострадали не меньше, чем сельхозпроизводители”. Он считает, что в нынешних условиях можно добиться для сельхозпроизводителей продления срока погашения ставок по кредитам, потому что те, у кого нет земли, должны в конце сельскохозяйственного года расплатиться с теми, у кого они арендовали сельскохозяйственные угодья.

Бывший министр сельского хозяйства, бывший посол Молдовы в Японии Василе Бумаков считает, что сельское хозяйство - это больше, чем бизнес-деятельность – „она также является культурой, традицией, историей и еще представляет Республику Молдова за рубежом. Вот почему сельское хозяйство не может рассматриваться как любая другая отрасль”. По его мнению, в Молдове власти отреагировали на протесты и просьбы аграриев по типу: „Собака лает, а караван идёт”, но это плохо, потому что аграрии лучше чувствует пульс реальности. „В связи с этим происходит большая катастрофическая изоляция страны. Да, Молдова не может предоставлять субсидии, как это делают европейцы, но страна не должна изолироваться. Политический режим в стране, ведущей в никуда, является трагедией, и я думаю, что сельхозпроизводители это почувствовали”, - сказал бывший посол.

По его мнению, сельское хозяйство должно быть ориентировано на экспорт, а плохие отношения с соседями не способствуют этому. Самая большая проблема фермеров, по мнению Василия Бумакова, - это доступ на рынок, экспорт, помимо доступа к финансам, которые снова зависят от властей. „Плохие отношения есть с Румынией, Российской Федерацией, Украиной. Такое поведение властей ведет страну в неправильное направление, не хорошо, что власти не слушают пожелания аграриев, несмотря на то, что более трети экономики зависит от сельского хозяйства. В связи с этим экономические требования протестующих важны, но требования политического порядка еще важнее”, - сказал Василе Бумаков.

164-е публичные дебаты „Чего хотят сельхозпроизводители? Чего хочет или не хочет власть?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.