logo

Бывший украинский командир о возможности распространения войны


https://www.ipn.md/ru/byvshiy-ukrainskiy-komandir-o-vozmozhnosti-rasprostraneniya-voyny-7965_1103682.html

За эти два года войны Украина дала - даже подарила - Молдове, а также странам Балтии, Польше, Румынии и всем странам НАТО, включая США, возможность лучше подготовиться к возможной войне. "Наши защитники и мирные граждане платят за это кровью", заявил в интервью в Киеве Игорь Романенко, бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины, генерал-лейтенант, цитирует IPN.

Он считает, что на момент масштабного вторжения на Украину страны НАТО обладали меньшим потенциалом обычных (регулярных) вооружений, чем российские войска, но за два года они увеличили свои возможности. В определенной степени это произошло и благодаря запугиваниям бывшего президента и нынешнего кандидата в президенты США Дональда Трампа, который призвал европейцев увеличить расходы на оборону до 4 % ВВП. "Некоторые уже начали это делать, но это должны сделать все. Кстати, Трамп первым подарил Украине "Javelin". Да, он шоумен. К сожалению, в Соединенных Штатах до сих пор нет Макрона, который заявил о готовности отправить войска на Украину", - отметил генерал.

"НАТО наращивает свои возможности, и Путин уже понимает, что не сможет противостоять им всем. Вот почему ему нужна передышка в Украине. Он переводит свою промышленность на военные рельсы, запуская новые производства. Он захватит еще несколько "Крокус"-ов и еще больше объединит русских. Сражаться с Европой найдется еще большее количество охотников. В этом случае они найдут зацепки и для Америки. Если американцы продолжат вести себя так же, как сейчас, они могут получить новый Перл-Харбор" (уничтожение военно-морской базы японцами привело к вступлению США во Вторую мировую войну, пр. ред.).

В контексте падения российских ракет на территорию Польши, в результате которого погибли люди, Игорь Романенко считает, что Путин покажет Польше и другим странам Альянса, что только сила имеет значение. "Вспомните случай с российским самолетом, сбитым у турецко-сирийской границы (24 ноября 2015 года, пр. ред.). Да, Эрдоган извинился, турецкие летчики были посажены в тюрьму, а Турция вернулась к торговле с Россией. Вместо этого русские перестали провоцировать турок. И поляки со всеми странами НАТО одумаются, но на это нужно время".

Ссылаясь на недавнее вмешательство союзника Путина Александра Лукашенко, который проявляет интерес к „Сувалкскому коридору”, разрыву вдоль польско-литовской границы между российским Калининградом и Белоруссией, вызывая подозрения европейцев в том, что здесь может произойти нападение, эксперт считает, что этот маневр является частью гибридной войны.

„Информационная составляющая является частью этой войны, она важна и необходима. Осознавая это, Путин вкладывает миллиарды долларов в подпитку своих действий. Даже если его игнорируют, он продолжает стоять на своем, обвиняя лидеров других стран. В данном случае - своего сателлита, Лукашенко”, - считает генерал. „Это не что иное, как пропагандистская игра, нагнетающая ситуацию. Мы не попадемся. Мы уже видели такие игры. В первые дни войны мы все время думали, когда же белорусы начнут воевать бок о бок с русскими с севера. В конце концов мы поняли, что для того, чтобы пуститься в такую авантюру, нужно иметь соответствующую группировку войск”.

Что касается Молдовы, то были закуплены высокоэффективные радары, но их недостаточно для решения сложных задач, а Национальной армии было передано в дар несколько бронемашин. IPN сообщает, что в 2023 году бюджет Министерства обороны был увеличен на 649,9 млн леев до 1,697 млрд леев, что составляет 0,55% от валового внутреннего продукта (ВВП). Местные СМИ опубликовали данные о том, что на 2024 год правительство выделило 1,96 млрд леев на оборонный сектор. Однако эта сумма на 3 миллиарда леев меньше годовой потребности Молдовы, которая позволила бы ей избавиться от советского вооружения и развить национальную армию до международных стандартов. Согласно проекту "Армия-2030", принятому в 2020 году, Молдова могла бы иметь такую армию через 10 лет, при условии ежегодного финансирования в размере 5 миллиардов леев.