Интеграция Республики Молдова в Европейский Союз является стратегической целью как для Молдовы, так и для Европейского Союза. Хотя европейские партнеры решительно поддерживают это присоединение, когда и как оно будет реализовано, зависит исключительно от Республики Молдова. Таково мнение, которое высказал профессор, доктор общественных наук Норберт Ламмерт, бывший председатель Бундестага Германии и нынешний председатель Фонда Конрада Аденауэра (KAS) в интервью Информационному агентству IPN, где он дискутировал на тему процесса европейской интеграции Германии, подчеркнув сходство с путем Республики Молдова, а также факторов, от которых зависит вступление Республики Молдова в ЕС.
– Фонд Конрада Аденауэра начал свою работу в Республике Молдова в 2009 году. Расскажите, пожалуйста, как развивались проекты Фонда на протяжении этих лет?
– Только наши местные партнеры могут сказать, насколько сильным было воздействие нашей работы в Республике Молдова. Наш вклад заключался в том, чтобы предложить им помощь в поддержке развития страны. На основании собственного опыта в демократическом развитии Германии мы пытаемся найти в странах-партнерах организации, особенно политические партии, совместно с которыми нам можно было бы разрабатывать и осуществлять такие совместные проекты развития. Это не был с самого начала гарантирующий успех процесс, он сформировался, прежде всего, с появлением Партии ,,Действие и солидарность”. В этой связи могу сказать, что мы очень довольны этим сотрудничеством, и у нас сложилось обоснованное впечатление, что оно способствовало стабилизации демократических структур и живой партийной системы здесь, в Республике Молдова.
– Деятельность Фонда сосредоточена на политическом образовании и подготовке молодежи, на поощрении ее к активному участию в гражданской и политической жизни. Расскажите, пожалуйста, как Фонду удается привлекать молодежь Республики Молдова к активному участию в демократических процессах и политической жизни страны?
– Так оно и есть. Наша деятельность, особенно в области политического образования, опирается на убеждение, что любая демократическая система, в отличие от авторитарных режимов, для своей жизнеспособности нуждается в активном гражданском обществе. Мы стремимся поощрять и мотивировать участие в жизни общества ради самого общества, а это не обязательно означает политическую активность в узком смысле слова, а скорее выражается в гражданском участии в различных общественных мероприятиях. В этом смысле наша деятельность в Республике Молдова ничем не отличается от нашей работы в Германии. Мы стремимся задействовать как можно больше людей, а когда чувствуем, что кто-то готов к участию, мы поддерживаем его через образование, обучение и тренинги. По сути, это сочетание информации, мотивации и обязательства. Для этого мы предоставляем стипендии KAS как для молодежи в стране, так и находящейся за рубежом. Считаю нужным подчеркнуть, что решение о степени, месте и продолжительности участия никогда не принимаем мы, а каждый отдельный молодой человек или, в случае институционального сотрудничества, соответствующая партнерская организация.
– Каковы краткосрочные и долгосрочные цели Фонда в плане продвижения европейского пути Республики Молдова?
– Мы разделяем цель нынешней власти идти по европейскому пути, поскольку считаем, что это соответствует как европейским интересам, так и интересам этой страны, и мы стараемся внести свой вклад в реализацию шагов, которые должны быть предприняты в этом направлении. Но я еще раз подчеркиваю, что принятие этого решения, а также скорость и последовательность решения вопросов, вытекающих из данного решения, не входит в нашу компетенцию, а является прерогативой Правительства и Парламента этой страны, и существенным условием для этого, безусловно, станут результаты референдума в конце октября.
– Германия - одна из тех шести стран, которые после Второй мировой войны, в 50-е годы, начали процесс создания того, что нам сегодня известно как Европейский Союз. Каковы исторические особенности интеграции Германии в Европейский Союз?
– Процесс европейского объединения имел особое значение для нового политического и экономического старта Германии после Второй мировой войны. Возвращение Германии в европейское и международное сообщество государств не только сопровождалось во времени с этим процессом европейского объединения, но и было бы невозможно без этого включения в общеевропейское развитие. Несмотря на все это, и здесь может существовать определенная параллель с нынешней ситуацией в Республике Молдова, изначально данный процесс не был лишен противоречий, поскольку значительная часть немецкой общественности, а также политической системы, конкурирующей партийной системы, восприняла решение Конрада Аденауэра о включении Германии в европейское сообщество государств как отказ от восстановления немецкого единства, так что выступала за нейтральную позицию, а не за включение Германии в западное сообщество государств. Однако Конрад Аденауэр и возглавляемый им в то время Христианский союз были убеждены в том, что путь к восстановлению единства Германии лежит через Европу, иначе не существует ни одного иного перспективного пути. Именно так Германия была и стала успешной, а ее экономическое развитие, которое многие считают „экономическим чудом”, тоже было в основном связано с ее членством в великом общем рынке, который выходил далеко за пределы своей страны, что также привело к тому, что все больше государств, изначально западноевропейских, желали присоединиться к нему и к связанному с ним сообществу государств.
- Когда европейское единство стало по-настоящему ощутимым для граждан Германии?
– Этот процесс начался очень рано, когда одновременно с созданием Европейского экономического сообщества и подписанием Римских договоров многие молодые сотрудники, в том числе Гельмут Коль, вместе со своими французскими коллегами демонтировали барьеры, существовавшие на границах между Германией и Францией. В воздухе витал великий дух оптимизма и решимости положить конец соперничеству, которое десятилетиями и столетиями преследовало Европу, а с принятием Римских договоров и учреждением Европейского экономического сообщества оно быстро стало примером успеха. Даже Великобритания, участвовавшая в переговорах и покинувшая их через несколько дней, стала первой страной, подавшей заявку на вступление в Европейское сообщество. Правда, ее заявка провалилась из-за противодействия тогдашнего президента Франции де Голля. Так что это был во многом бурный процесс, но в целом - большой успех.
– Цели Европейского Союза включают укрепление мира, обеспечение благосостояния своих граждан, гарантию безопасности и правосудия, и все это на территории, не имеющей внутренних границ. Осуществление этих целей, несомненно, требует значительных усилий. В какую сферу деятельности Германия вносит наиболее весомый вклад в контексте развития Европейского Союза?
– Все эти сферы взаимозависимы, а со временем приоритеты естественным образом смещаются из одной области в другую. Еще несколько лет назад никто бы не поверил, что нам понадобится так много финансовых средств для укрепления нашей собственной архитектуры безопасности и для поддержки стран, которые непосредственно затронуты этой проблемой, какой в настоящее время является, например, Украина. Поэтому тем более важно, что на протяжении многих лет ЕС однозначно рассматривал себя не только как общий рынок, но и как политический союз. Способность совместно реагировать на вызовы, которые иногда затрагивают одну страну в большей степени, чем другую, очень важна, а именно это, к сожалению, стало причиной выхода Соединенного Королевства из сообщества, которое придавало больше значения сохранению независимости, чем включению в такую общую систему принятия решений.
– Какую пользу приносит Германии европейская интеграция?
– Германия играет видную роль в ЕС благодаря своему географическому положению, размерам и экономической мощи. Тот факт, что Германия пользуется признанием и может оказывать влияние за пределами европейского континента в международном контексте, во многом обусловлен ее членством в Европейском сообществе. Ни одно европейское государство самостоятельно не может играть достаточно важную роль на глобальном уровне, чтобы получить признание. Европа в пределах границ Европейского Союза представляет 7% населения планеты. Уже одно это ясно показывает, что мы можем влиять на глобальные процессы только тогда, когда действуем сообща.
– Общеизвестно, что решение о принятии какой-либо страны в Европейский Союз зависит также и от того, какие отношения сложились у стран-членов с кандидатом. Рассматривается ли Республика Молдова как страна, у которой есть все шансы на вступление, или как страна, которая еще нуждается в подготовке?
– И то, и другое. У нее есть все шансы вступить в ЕС, и она должна выполнить все необходимые условия для вступления.
– Со вступлением в ЕС Республика Молдова получит множество преимуществ, но у нее появятся и важные обязанности. К чему следует готовиться Республике Молдова, ее гражданам и государственным учреждениям?
– Все эти вопросы четко определены. Копенгагенские критерии четко объясняют условия, при которых страна может стать членом Европейского Союза. После их принятия по существу следует доказательство соответствия существующим европейским нормам и, при необходимости, дальнейшее развитие национальных структур. Прежде всего, речь идет о функциональной системе разделения властей, независимости судебной системы, последовательной борьбе с коррупцией.
– В начале этого года Deutsche Welle в одной из своих статей отмечено, что перед Европой стоят пять основных вызовов, включая войну России против Украины и расширение ЕС (переговоры о вступлении в ЕС с Украиной и Республикой Молдова). Считают ли немецкие власти, что с вступлением Республики Молдова в ЕС может как-то измениться положение дел в Союзе? Как, по Вашему мнению, изменятся двусторонние отношения между Германией и Молдовой после вступления в ЕС?
– Дружеские отношения между странами могут существовать, даже если они и не имеют статуса членов Европейского Союза, красноречивым примером чему служит Великобритания, мы не враждуем, хотя британцы и вышли из ЕС. Важно то, решаем ли мы общие проблемы вместе или каждая страна делает это в одиночку, используя свои собственные ресурсы, иногда, возможно, соперничая друг с другом. На наш взгляд, вступление Молдовы в ЕС отвечает как стратегическим интересам страны, так и интересам Европейского Союза, поэтому мы делаем все возможное, чтобы поддержать этот процесс. Но, повторяю еще раз, решение о том, поддерживать или не поддерживать этот процесс, и если да, то каким образом, будет принято здесь, в стране, а не в Брюсселе или Берлине.
Милена Макарчук, IPN