logo

Антикоррупционные санкции ЕС - полезный инструмент для расширения на Восток. Анализ Диониса Ченушa


https://www.ipn.md/ru/antikorruptsionnye-sanktsii-es-poleznyy-instrument-dlya-rasshireniya-na-vostok-a-7978_1097225.html

 

 
Адаптированные к Молдове санкции впоследствии могут быть применены и в других уголках Европейского политического сообщества, от Грузии (Восточное партнерство) до Сербии (Западные Балканы) и даже в Турции. В нынешних условиях для тиражирования молдавской модели европейских санкций необходимы проевропейские политические силы во власти и пророссийская оппозиция криминально-олигархического профиля...

 

Дионис Ченуша, Старший обозреватель
 

Европейские взыскания проходят процесс постоянного взросления и обновления, приспосабливаясь к текущим геополитическим тонкостям. В контексте российской военной агрессии против Украины европейские актёры маневрируют усилием по принятию 11-го пакета санкций. Основная цель Европейского Союза (ЕС) - это добиться эффективности давления на Россию, скорректировав ограничения, принятые в ходе первых 10 волн взысканий. Это может включать наказание организаций, которые способствуют уклонению от санкций. Так, около 90 международных компаний, в том числе из Китая и др., могут пострадать от побочных санкций за причастность к (ре)экспорту товаров двойственного назначения. Россия прибегает к „параллельному импорту” с помощью компаний из не подпадающих под западные санкции третьих стран, в том числе для восстановления мощностей своей военной промышленности (РБК, Май 2023). Одновременно подлежит санкционированию уклонение от ограничений на транспортировку российской нефти. Таким образом, суда, отключающие системы отслеживания движения на маршрутах поставки, будут оштрафованы ЕС (Politico, Май 2023). Наконец, выражено желание бороться с контрабандой, конечным пунктом назначения которой является европейский рынок. Это также предотвращает аварии на море, которые при использовании Россией устаревших судов могут привести к утечке нефти и экологическим катастрофам, особенно в зоне Балтийского моря (Washington Post, Май 2023).

В то время как Венгрия и Греция обусловливают поддержку 11-го пакета санкций исключением из украинского списка (Politico, Май 2023) санкций в отношении определенных компаний из банковского и транспортного секторов, ЕС готовится к введению антикоррупционных санкций. Новый режим санкций, который еще находится в процессе доработки, нацелен на борьбу с коррупцией за пределами европейских границ и может улучшить управление геополитическими чрезвычайными ситуациями в близком географическом соседстве. Таким образом, на горизонте появляется новый рычаг воздействия в рамках внешней политики и общей безопасности ЕС по отношению и к своим партнерам, и к своим геополитическим соперникам. Антикоррупционные санкции могут стать обязательными для предотвращения негативных проявлений коррупции в соседних странах. В то же время этот режим санкций может усложнить инициативы по инструментализации коррупции в регионе, который ЕС стремится европеизировать, со стороны таких враждебных региональных сил, как Россия.

Польза антикоррупционных санкций для отношений ЕС с соседями

Преимущество антикоррупционных санкций, которые собирается ввести Брюссель, заключается в их горизонтальном характере, что позволит наказывать коррупцию на глобальном уровне, не зависимо от страны и региона (Transparency.eu, Май 2023). С введением антикоррупционных санкций ЕС преодолевает недостаток предыдущего режима, строго ориентированного на нарушение прав человека - „Европейский акт Магнитского”. Как только они вступят в силу, борьба с внешней коррупцией через индивидуальные взыскания - запреты на поездки и замораживание активов - может обрести стратегический характер для управления Европейским Союзом процесса расширения. Финансовые операции со сторонами, находящимися под санкциями, также будут запрещены (AFP, Май 2023). Кроме того, этот же инструмент может служить для предотвращения рисков региональной безопасности, связанных с использованием в регионе преступных группировок российскими спецслужбами для дестабилизации соседних государств.

В области региональной европейской интеграции антикоррупционные санкции могли бы оказать благотворное влияние на продвижение программы расширения ЕС тем, что способна остановить агентов местных коррупции. Та же дипломатия антикоррупционных санкций может стать системой предупреждения ЕС против криминально-олигархических попыток бойкотировать демократические реформы в странах-кандидатах. В то же время проевропейские силы государств, входящих в европейский пакет расширения (10 государств Западных Балкан, Восточной Европы и Турция), могут использовать санкции как инструмент внешнего воздействия на массовые коррупционные явления. Иными словами, стремления этого санкционного режима сигнализируют о возросшей степени интервенционизма ЕС, прежде всего по отношению к своим соседям.

В то же время антикоррупционные санкции проведут новые „красные линии” в отношениях с геополитическими соперниками. Таким образом, ЕС сможет помешать и обесценить неформальные связи между коррумпированными игроками в ближнем восточном соседстве и Россией. В существующем геополитическом контексте Москва рассчитывает на действия олигархических сетей или координирует региональных коррупционеров в попытке размежевать регион в отношении с Украиной и ЕС. Следовательно, антикоррупционные санкции могут стать геополитическим средством защиты геостратегических интересов ЕС. Чтобы эта санкционная политика работала, потребуются объективные отчеты от ее дипломатических миссий, неподкупных антикоррупционных агентств в соседних странах, заслуживающих доверия сетей журналистов-расследователей и политических сил, выступающих за реформы, не заинтересованных в политизации антикоррупционных санкций ЕС.

Новые санкции накануне саммита Европейского политического сообщества

Действия России, направленные против Украины, сказываются на безопасности соседних государств. Будучи в значительной степени затронутой региональными социально-экономическими потрясениями и их использованием местными политическими силами, связанными с Россией, Молдова попросила расширения западных санкций. После введения США санкций в отношении Илана Шора и Владимира Плахотнюка в октябре 2022 года молдавское руководство обратилось к помощи Румынии, чтобы ввести в повестку дня ЕС меры по санкциям в отношении олигархов и посредников, подозреваемых в связях с Москвой на европейском уровне. Как и в случае с США, европейские ответственные должностные лица оправдывают санкции тем, что Россия использует коррумпированные силы для дестабилизации общественного порядка в Молдове против проевропейской власти.

В марте-апреле 2023 года идеи санкций в связи с ситуацией в Молдове были распространены на уровне европейскихучреждений. Окончательное решение Совета ЕС ожидается до саммита Европейского политического сообщества, который пройдет в Молдове 1 июня. На данный момент в санкционный список включены пять молдавских политиков или тех, кто с ними связан, - Илан Шор, Марина Таубер, Владимир Плахотнюк, Георгий Кавкалюк и Игорь Чайка (Radio Moldova, Май 2023). Всё же как только режим санкций будет запущен, другие физические и юридические лица рискуют быть включенными, если власть Кишинева докажет, что те способствуют нестабильности. Критерии, которыми будет руководствоваться ЕС в применении санкций, включают участие в действиях, препятствующих политическим процессам, в том числе выборам, а также обвинения в попытке изменить конституционный строй с применением или без применения насилия. Дополнительно будут санкционированы олигархи, оказывающие влияние на государственные учреждения или участвующие в незаконных финансовых перечислениях. Хотя Румыния сыграла важную роль в продвижении этого режима санкций, Брюссель отмечает, что меры будут введены по просьбе (власти) Молдовы (UЕС, Апрель 2023).

Молдова - не единственная страна, в отношении которой ЕС принимает санкции, направленные на наказание лиц и организаций, ответственных за подрыв демократии и правового государства. Таким образом, ЕС ввел индивидуальные санкции за дестабилизацию ситуации в Ливане. Они в силе с июля 2021 года и были продлены на один год, до 31 июля 2023 года (ЕС, Июль 2022). По сравнению с Ливаном, где ЕС ссылается на тревогу, связанную с состоянием демократических и судебных учреждений, санкции в отношении Молдовы несут мощный геополитический заряд и заряд безопасности. Следовательно, санкции преимущественно будут касаться политических актёров, подозреваемых в связях с Россией и в проведении мероприятий в форме организованных акций протеста, считающихся опасными для общественного порядка и национальной безопасности в региональном геополитическом контексте.

Вместо выводов...

Санкции, адаптированные к Молдове, впоследствии могут быть применены и в других уголках Европейского политического сообщества, от Грузии (Восточное партнерство) до Сербии (Западные Балканы) и даже в Турции. В нынешних условиях для тиражирования молдавской модели европейских санкций необходимы во власти проевропейские политические силы и пророссийская оппозиция криминально-олигархического профиля. Если санкционный режим останется в силе и позже, то его можно будет использовать включительно в ситуациях, когда проевропейские силы находятся в оппозиции, а связанные с Москвой - во власти.

Геополитическая степень в принятии решений ЕС о введении горизонтальных антикоррупционных санкций или взысканий, ориентированных на определенные страны, увеличатся или уменьшатся в зависимости от европейских стратегических интересов, особенно если это касается процесса расширения. Стремление Брюсселя стать мировой силой и обострение конфронтации с геополитическими противниками увеличат вес санкций во внешнеполитических действиях ЕС.


 
Дионис Ченуша, Старший обозреватель
Дионис Ченуша является политологом, исследователем в Университете им. Юстуса Либиха в Гисене, выпускником магистратуры по Междисциплинарным политическим исследованиям в Колледже Европы в Варшаве.
Области исследований: Европейская политика добрососедства, отношения ЕС–Молдова, внешняя политика ЕС и России, миграция и энергетическая безопасность. 
Следите за Дионисом Ченуша в Twitter

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.