Антикоммунистические движения сопротивления стали после падения СССР платформами, которые привели к изменениям и продолжили тенденцию к национальному возрождению. Это произошло, например, в Литве, но не в Республике Молдова. Мнение об этом высказал доцент, доктор исторических наук, заведующий Отделением современной истории Института истории Вирджилиу Бырлэдяну в интервью „Причины, формы и последствия антисоветского сопротивления”, проведенном IPN.
Вирджилиу Бырлэдяну отмечает, что мало кто ожидал, что этот колосс, Советский Союз может распасться, но это не помешало тем, кто сознательно вовлекся в движения сопротивления, продолжать борьбу и не терять надежду. „Многие вспышки были случайными, в зависимости от возникающих проблем или ситуации. Была например серия восстаний в 1953-1954 годах. Умер тиран Сталин, и в ряде концентрационных лагерей люди восстали с мыслью, что имеют право на свободу. Среди рабочих вспыхивали движения из-за плохой экономической ситуации. Так случилось и в городе Брашов, в Румынии, когда люди вышли на улицы, требуя лучших условий. Спонтанные беспорядки говорят о том, что в Советском Союзе не было того советского благосостояния, о котором говорили”, - отметил историк.
Вирджилиу Бырлэдяну утверждает, что, когда СССР распался, государства и общества, которые были в авангарде этого антикоммунистического движения сопротивления, создали платформу, на которой начались изменения.
„Говоря о Литве, где существовала коллективная память, где не прекращалось культурное сопротивление, они уже были готовы к началу процессов распада Советского Союза. У них уже было хорошо сформированное видение, а люди, которые вовлеклись в это сознательно, не были из числа номенклатуры, а из числа интеллектуалов. К сожалению, мы не смогли сохранить эту тенденцию к национальному возрождению и демократизации общества, и в 1994 году очень хорошо было заметно возвращение местной номенклатуры к руководству государства. Естественно, это отразилось на нас, и экзамен на демократизацию и изменение экономического и социального общества мы не выдержали и потеряли три десятилетия, я с уверенностью могу это сказать”, - заявил Вирджилиу Бырлэдяну.
В то же время Вирджилиу Бырлэдяну объясняет, почему у некоторых до сих пор сохранилась ностальгия по так называемому благосостоянию Советского Союза, отмечая, что к этой прослойке относится только номенклатура, но для большинства населения это благополучие было недостижимо. Именно из-за этого в 1990-х годах мир восстал против государственной несправедливости, которая создала особую ситуацию для номенклатурщиков и стала удушающей для общества, которое больше не могло терпеть эту социальную несправедливость.
Интервью было реализовано в рамках проекта „Сто лет под знаком СССР и тридцать лет без СССР: Ностальгия по химерам”, которого IPN реализует при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.