Статус нейтралитета Республики Молдова был принят для того, чтобы подтолкнуть вывод российских войск из Приднестровья, чего не произошло. Таково мнение немецкого политолога Аннели Уте Габаньи, которое было высказано в рамках публичных дебатов на тему „Саммит НАТО: последствия для Украины и Молдовы”, организованных Информационным агентством IPN. Политолог считает, что нейтралитет стал понятием, укоренившимся в менталитете населения Республики Молдова, но сохранение нейтрального статуса не означает отсутствия инвестиций в сферу обороны или отсутствия демократических реформ.
По мнению немецкого политолога Аннели Уте Габаньи, саммит НАТО в Вильнюсе, хотя и не предоставил Украине плана действий по присоединению, зато обеспечил киевским властям последовательную военную и финансовую поддержку. Киев получил также чрезвычайно важную площадку для дискуссий: Совет НАТО-Украина.
„Создан Совет НАТО-Украина, который поднял отношения между НАТО и Украиной на более высокий уровень, а на платформе этого Совета будут проходить коллегиальные обсуждения. Это благо для Украины, а Украина должна продолжать реформировать свою внутреннюю ситуацию и проводить демократические реформы. Если бы в НАТО установили, что Украина будет принята в Альянс после окончания войны, это стало бы для России стимулом гораздо более долгое время продолжать войну на территории Украины, чтобы тем самым не допустить вступления Украины в НАТО”, -сказала политолог из Германии Аннели Уте Габаньи.
Кроме того, в совместной декларации Вильнюсского саммита отмечено, что Альянс требует от России вывести свои войска, незаконно дислоцированные в приднестровском регионе. По словам берлинского эксперта, принятая в 1994 году Конституция Республики Молдова предусматривала статус нейтралитета для ускорения эвакуации войск и боеприпасов российской армии с левого берега Днестра.
„До сих пор поддержка вывода войск из приднестровского региона обсуждалась только на уровне ОБСЕ, последний раз в Стамбуле в 1999 году, и с тех пор этим вопросом особо никто не занимался. Я должна подчеркнуть значимость нейтралитета в концепции безопасности Республики Молдова. Статус нейтралитета был призван содействовать устранению военной оккупации приднестровского региона российскими войсками. Эта надежда не оправдалась, но концепция нейтралитета прочно вошла в сознание политиков и гражданского общества. Я сравниваю это с ситуацией в Австрии или Швейцарии, где концепция нейтралитета является ценностью сама по себе, ценностью, которая волнует людей”, - пояснила Аннели Уте Габаньи.
Немецкий политолог считает, что статус нейтралитета не исключает военной поддержки Республики Молдова и укрепления обороноспособности страны. Кроме того, нейтралитет не должен мешать развитию страны и стремлению к европейским ценностям.
„Интерес Запада и НАТО к Республике Молдова изменился. В 90-е годы высокий представитель НАТО ясно сказал, что для НАТО Республика Молдова не представляет никакой ценности, и в Кишиневе это поняли. Из-за вторжения России в Украину на Западе, наконец, заметили это очень большое значение Республики Молдова. Если Украине удастся выйти из-под российского влияния, где Россия хочет сохранить все бывшие советские республики, если Украине удастся избавиться, то Молдова остаётся как блок, отделяющий Украину от Запада. Тот факт, что Молдова была приглашена в ЕС, также был результатом позднего фундаментального изменения Европейского Союза в отношении политического и геополитического значения Республики Молдова. Нейтралитет не означает отсутствие позиционирования, то есть Молдова должна четко позиционировать себя в отношении западных ценностей демократии, и нельзя исключать помощь на оборону. Во время холодной войны Австрия, которая с большой помпой сохраняла свой нейтралитет, имела секретные системы защиты и сопротивления на случай советской оккупации. Поэтому мы должны бороться за то, чтобы Молдова была снабжена как можно лучше”, - добавила немецкий политолог Аннели Уте Габаньи.
Публичные дебаты на тему „Саммит НАТО: последствия для Украины и Молдовы” являются 285-м выпуском цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”. Проект осуществляется Информационным агентством IPN при поддержке немецкого фонда им. Ханнса Зайделя.