Республика Молдова очень сильно отстала в части искоренения пыток и жестокого обращения, а также бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство наказаний. „И это потому, что на институциональном уровне граждане избрали таких руководителей, которые, в свою очередь, изыбрали исполнительные органы, а здесь, когда речь заходит о прокуратуре, то это большая катастрофа, потому что даже сегодня в руководящих органах прокуратуры работают те же прокуроры, которые выгораживали исполнителей преступлений с применением пыток, из-за чего Республика Молдова была неоднократно осуждена ЕСПЧ. В обстановке, когда жертвы не получили никакого возмещения ущерба от государства, приговор ЕСПЧ продолжает рассматриваться как угроза”. С такими заявлениями выступила адвокат, председатель Ассоциации защиты прав человека „FreedomAdvocacy” (Брюссель) Анна Урсаки на публичных дебатах, организованных Информационным агентством IPN.
„В Генеральной прокуратуре есть начальник, который работает в области борьбы с пытками и предотвращения их применения, Ион Каракуян, чья подпись стоит на сотнях постановлений, которые фактически выгородили тех, кто совершал пытки. Искоренение пыток и жестокого обращения или бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство наказаний во всем мире - одна из задач ЕС. Как и их предотвращение, запрет, привлечение виновных к ответственности и получение возмещения ущерба для потерпевших”, - говорит Анна Урсаки. По мнению адвоката, именно этого хочет молдавское общество в ситуации „пост-захваченного государства”: „Один сегмент общества называет этот процесс люстрацией, другой, просто справедливостью. Поддержка независимого мониторинга тюрем и мест лишения свободы также является приоритетом Европейского союза и тоже входит в обязанности Народного адвоката Республики Молдова”, - отметила Анна Урсаки.
Еще одним приоритетом Европейского союза является защита правозащитников: „В демократических государствах мира в отношении законных защитников жертв нарушения прав человека существует серьезный подход к опасностям, которым подвергаются семьи людей, работающих в сфере защиты прав человека”. Анна Урсаки напоминает о случаях, когда правозащитники были убиты, как в Турции, или когда их семьи были взяты в заложники, чтобы подорвать работу правозащитников, как происходит в России, Казахстане или Туркменистане. „У Молдовы тоже есть задолженности в части таких нарушений, которые так и не были устранены. В частности, это касается больших опасностей, о которых сообщалось в отношении независимости правозащитников или защиты адвокатов от рисков. Эти люди по-прежнему являются жертвами изматывания, линчевания со стороны СМИ, враждебного отношения, пропаганды, дезинформации, а стратегия ЕС пожелает ввести очень ясные правила, чтобы включительно молдавское общество избавилось от этих вредоносных вирусов”. Анна Урсаки заявляет, что надо покончить с заимствованными сейчас практиками времён режима Плахотнюка. Есть задолженность по политическим делам, которые до сих пор не закрыты. „Из 38 политических дел, о которых с такой гордостью говорил генеральный прокурор, на самом деле прекращено только три, остальные сабботированы, а людей, ставших жертвами политических репрессий, продолжают преследовать”.
Другим важным элементом плана действий ЕС в области прав человека является активизация усилий по обеспечению защиты граждан, участвовавших в вооруженных конфликтах, включая укрепление гражданской и гуманитарной инфраструктур. „Одним из важных моментов, и ЕС хочет, чтобы и Республика Молдова присоединилась к этому пункту, является защита от многочисленных пересекающихся форм дискриминации, в том числе по признаку пола, этнической принадлежности, цвета кожи, генетических особенностей, языка, религии, политических убеждений и т. д. К сожалению, задолженности Республики Молдова чрезвычайно велики, и я не уверена, хватит ли одного или двух мандатов пребывания у власти, насколько они могут быть эффективными в решении этой проблемы. Гендерная идентичность и все, что связано с насилием в семье и в отношении женщин, также становится проблемой, по которой Молдова будет рассматриваться как отстающая. Этот и другие виды насилия должны прекратиться”, - сказала Анна Урсаки.
В другой связи Анна Урсаки подчеркнула, что Молдова может настаивать на вывозе российских боеприпасов и выводе войск с территории Республики Молдова. „Почему она этого не делает, - предмет большой дискуссии в обществе. Этого нужно настоятельно потребовать от власти. Молдова может обратиться в ООН и Совет по правам человека с просьбой направить специального докладчика для проведения мониторинга в приднестровском регионе, а молдавское общество должно публично присоединиться к постановлениям ЕСПЧ о нарушениях Российской Федерацией прав человека в приднестровском регионе”, - считает адвокат.
Общественные дебаты на тему „Опасности для демократии в современном мире: влияние на Республику Молдова” организованы Информационным агентством IPN в рамках проекта „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”. Проект реализуется при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.