Оккупация Бессарабии 28 июня 1940 года была сговором двух диктаторов, Сталина и Гитлера, и грубым нарушением международного права. Такое мнение высказал историк Анатол Цэрану в ходе публичных дебатов „День 28 июня 1940 года между праздником и катастрофой”, организованных информационным агентством IPN. По мнению историка, Советский Союз воспользовался исключительно правом силы, когда оккупировал Бессарабию, угрожая Румынии объявлением войны.
Историк Анатол Цэрану говорит, что объединение Бессарабии с Румынией в 1918 году было осознанной волей представительного органа в Кишиневе, и акт объединения был признан на международном уровне. С другой стороны, оккупация Бессарабии Красной армией 28 июня 1940 года была варварским актом, нарушающим международное право.
„В 1918 году объединение Бессарабии с Румынией было осуществлено по решению представительного органа края, и этот акт впоследствии был признан на международном уровне, хотя в этом отношении существовали определенные ограничения. С юридической точки зрения, это абсолютно законный вопрос, который не вызывает никаких сомнений, даже если Советский Союз всегда оспаривал легитимность этого акта. Что касается акта от июня 1940 года, по которому Бессарабия была отрезана от своего естественного исторического, культурного и политического пространства, то это был абсолютно нелегитимный акт. Это было соглашение между двумя великими диктаторами, которые разделили сферы своего влияния. Подобные события случались в истории и раньше, но в данном случае это был уже XX век, когда международное право уже имело авторитет и цивилизованные государства руководствовались во взаимоотношениях друг с другом принципом международного права. С точки зрения международного права, Советский Союз бросил вызов всему, чему только можно было бросить вызов, и этот акт был абсолютно нелегитимным, но он был санкционирован авторитетом военной силы”, - сказал историк.
По словам Анатолия Цэрану, 26 июня 1940 года Советский Союз потребовал в ультимативной форме от румынской администрации вывести войска из Бессарабии, используя ложные аргументы, например, что население этого района преимущественно составляют украинцы.
„Ультиматум, предъявленный 26 июня Министерством иностранных дел Советского Союза, содержал исторические и юридические аберрации. В документе говорилось, что Бессарабия принадлежала России и по наследству перешла к Советскому Союзу и что в Бессарабии проживает преимущественно украинское население. Что было ложью. Я не думаю, что советские дипломаты не знали истинного этнического состава этой территории, но они использовали эту ложь для обоснования ультиматума. Более того, этот ультиматум содержал также территориальные претензии на Буковину, которая никогда не была частью России. Чтобы оправдать это агрессивное и монополизирующее стремление Советского Союза, было сказано, что Буковина достанется ему в награду за 22-летнее господство Румынии в Бессарабии. Этот ультиматум был проявлением незнания всего того, что отстаивает международное право, - права народов на самоопределение. Советский Союз с согласия фашистской Германии применил диктатуру силы, не было никакой правовой формы, которая могла бы быть принята во внимание”, - пояснил Анатол Цэрану.
27 июня Советский Союз направил Румынии вторую заключительную ноту о выводе войск из Бессарабии. Вопреки предписаниям ультиматума Советского Союза, российская армия вошла в Бессарабию, не дожидаясь эвакуации румынской армии и администрации.
„Был и второй ультиматум, согласно которому Румыния должна была покинуть территорию Бессарабии в течение четырех дней. И положения второго ультиматума также были грубо нарушены советской армией, которая в ночь на 28 июня начала оккупацию Бессарабии. Русская армия вошла на территорию Бессарабии в нарушение всех договоренностей об эвакуации румынской армии и румынской администрации в течение четырех дней. Русские нарушили обязательства, которые они взяли на себя, когда договаривались об этом четырехдневном периоде эвакуации. Они в очередной раз продемонстрировали, что руководствуются только аргументом силы, не принимая во внимание другие аргументы и другие принципы”, - подчеркнул доктор исторических наук Анатол Цэрану.
Публичные дебаты „День 28 июня 1940 года между праздником и катастрофой” - это 39-й выпуск дебатов из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира”. Информационное агентство IPN проводит данный цикл дебатов при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.