Республика Молдова должна провести оценку своих возможностей реагирования в контексте распространения в некоторых регионах мира нового штамма нового коронавируса - Omicron. Необходимо будет повысить тестовую способность населения. „Мы также должны провести оценку возможностей тестирования: сколько тестов у нас есть, какие тесты, сколько лабораторий есть, где можно провести тестирование? Первый удар по системе здравоохранения будет при тестировании. После этого лечение и госпитализация. По всем этим сегментам хорошо было бы сделать оценку сейчас: что у нас есть, и что можно дополнить. Времени у нас очень мало, чтобы справиться с этой волной”, - отметила международный эксперт в области общественного здоровья Алла Токарчук в ходе публичных дебатов в IPN, на тему „Новый штамм Omicron: наследие 2021 года для 2022 года. Что нам с ним делать?”.
Пока нет официальных данных о наличии штамма Omicron SARS-CoV-2 в Республике Молдова. „У нас нет ни подтверждающих, ни опровергающих данных (о наличим штамма Omicron, пр. ред.). 31 образец был секвенирован, и был обнаружен только штамм Delta. Но желательно, чтобы отбор проб проводился еженедельно, чтобы можно было наблюдать за развитием ситуации - когда будет определен первый признак присутствия Omicron и как быстро он станет доминирующим. По данным других стран, например, США, только за 7 дней Omicron стал доминирующим штаммом: он вырос с 10% до 76%”, - пояснила Алла Токарчук.
„Если разделить население на сегменты, можно обнаружить, что существует большое количество людей, которые потенциально могут столкнуться с вирусом Omicron. Трудно предположить, как эти люди переболеют. Согласно статистическим данным (из других государств, прим. ред.), можно предположить, что в больницы попадут около 20% этих людей. Мы должны быть готовы к этому”, - отметила эксперт.
Тот факт, что вариант Omicron попадает в Республику Молдова позже, обусловлен рядом факторов. „Мы только выходим из волны с Delta-штаммом, в ходе которой у нас было большое количество заболевших. У этих людей сформировался иммунитет, потому что они прошли через болезнь и защищены. Тот факт, что в марте-апреле мы прошли через британский штамм, Delta-волна задержалась”, - пояснила Алла Токарчук. Въезды и выезды из Республики Молдова способствуют проникновению новых штаммов. „Но, попадая в среду, где есть определенные сегменты защищенного населения, распространение вируса не получает такой быстрой реакции, как это происходит в других странах”, - уточнила эксперт.
Тем не менее, Алла Токарчук призвала „не жить иллюзиями”. Если штамм из Великобритании пришел на 6 месяцев позже, то в отношении штамма Delta ситуация была другой – он проник в августе, когда наблюдалось увеличение числа заболевших, то есть через 3 месяца после того, как он был обнаружен в Великобритании. „Я думаю, что в случае Omicron этот период будет еще короче, потому что растет заразность вируса. Еще один фактор заключается в том, что у нас очень мало людей, ревакцинированных бустерной дозой. Те, кто был вакцинирован в марте-мае, уже имеют низкий титр антител. Они уже находятся в сегменте людей, которые восприимчивы к (заражению, пр. ред.) Omicron, поэтому они заразятся Omicron быстрее, чем те, кто был вакцинирован в сентябре, или те, кто сделал бустерную дозу”,- отметила Алла Токарчук.
220-е публичные дебаты на тему „Новый штамм Omicron: наследие 2021 года для 2022 года. Что нам с ним делать?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.