logo

Александру Трубка, обвиняемый несколькими НПО в запугивании. Реакция депутата


https://www.ipn.md/ru/aleksandru-trubka-obvinyaemyy-neskolkimi-npo-v-zapugivanii-reaktsiya-deputata-7965_1087705.html

Представители нескольких организаций гражданского общества подписали заявление, в котором выразили „глубокую озабоченность” и „осудили действия по запугиванию”, которые допустил депутат от ПДС Александру Трубка в отношении омбудсмена по защите прав ребенка, журналистов-экологов и гражданского общества после того, как она выступила против сжигания использованных автомобильных покрышек. На запрос IPN по этому поводу парламентарий отверг обвинения.

В заявлении организаций гражданского общества говорится, что 7 февраля на совещании, организованном парламентской Комиссией по окружающей среде и региональному развитию на тему сжигания автопокрышек, депутат Александру Трубка обвинил народного адвоката по правам ребенка Майю Бэнэреску в том, что она „выступила только по поводу инициативы о разрешении сжигания автопокрышек” и перечислил другие вопросы, которые, по его мнению, заслуживали первоочередного внимания, намекнув, что „у омбудсмена есть скрытые интересы”. Александру Трубка также придрался к пишущей на экологические темы журналистке с почти 20-летним опытом работы в этой области и координатора Рабочей группы №3 Платформы гражданского общества в рамках Восточного партнерства Лилие Куркь и к эксперту в экологии с более чем 30-летним стажем, журналисту, пишущему на экологические темы, Алеку Реницэ. Парламентарий сослался на то, что „их мнения по обсуждаемому вопросу не имеют значения, поскольку они якобы не являются экспертами-экологами, а всего лишь журналистами”.

На ответ Алеку Реницэ о своих качествах эксперта Александру Трубка „прибег к прямой угрозе”: „Учитывая, что вы большой специалист, я обещаю вам, что подниму вопрос о финансировании вашей ассоциации”, - отмечают подписанты заявления. Они настаивают на том, что „действие по запугиванию, проявленное депутатом Александру Трубкой в парламенте, направлено на клевету в адрес экологической журналистики и экспертов-экологов, препятствует защите окружающей среды неправительственными организациями, активистами и учреждениями СМИ”.

Подписанты попросили руководство парламента и фракцию ПДС принять к сведению поведение депутата, которое они считают неуместным, и выступить с реакцией Комиссии по этике на этот счет. „Депутату Александру Трубке принести извинения соответствующим лицам, применять достойную лексику и воздерживаться в будущем от проявления любых форм нетерпимости, угроз или шантажа в отношении активистов-экологов и журналистов, а также любых других граждан/учреждений из Республики Молдова”, - говорится в заявлении.

На обращение Информационного агентства IPN Александру Трубка заявил, что его слова были неверно истолкованы, а заявления вырваны из контекста. „Контекстом было то, каким образом эти ассоциации участвовали во вчерашней консультации (7 февраля, – примеч. ред.), которая была четвертой консультацией с гражданским обществом”. „Несколько участников позволили себе инсинуировать, что авторы законопроекта лоббируют интересы какого-то экономического агента. Тогда я сделал то замечание (в отношении присутствовавших представителей общественных объединений, - примеч. ред.): если вы такие хорошие специалисты в области охраны окружающей среды, я сделаю запрос в Министерство окружающей среды, в Национальный экологический фонд, чтобы посмотреть, какими суммами они управляли из государственных средств, каково их воздействие на бюджет и каковы результаты. Речь идет о государственных деньгах”, - уточнил Александру Трубка. По его мнению, контроль за эффективностью использования государственных денег нельзя трактовать как „давление”, „потому что тогда придется закрывать Счетную палату и Финансовую инспекцию”.

Относительно народного адвоката по защите прав ребенка Майи Бэнэреску Александру Трубка сказал, что он поинтересовался, „где запросы (от нее, - примеч. ред.), связанные с другими важными экологическими проблемами, например, - очистными сооружениями частных компаний в Кишиневе, которые не имеют их, а все их сточные воды поступают на Кишиневскую станцию очистки сточных вод, что приводит к невыносимому неприятному запаху в городе; станциями технического контроля, которые не проверяют автомобили на выбросы СО2, а автомобили, не соответствующие современным требованиям, загрязняют воздух. Подход омбудсмена должен быть более комплексным, учитывать все соответствующие вопросы”, - добавил Александру Трубка.