Проблему депортаций необходимо рассматривать в более широком контексте. Известные сегодня цифры о количестве подвергшихся преследованиям или уничтоженных в 40-х годах прошлого века не были изучены должным образом. Об этом заявил Александру Постика, председатель Ассоциации бывших депортированных и политзаключенных Молдовы, в ходе публичных дебатов „Сталинские депортации: отголоски прошлого, адресованные настоящему и будущему”, организованных информационным агентством IPN.
По словам Постики, известные сегодня данные о злодеяниях 1940-х годов не отражают реалий того времени. Так, говоря о голоде 1946–1947 годов, он заявил, что известно лишь „ориентировочно о 250 тысячах человек, умерших от недоедания и из-за нахлынувших болезней”, но при этом число пострадавших было гораздо большим.
„А как насчет тех сотен тысяч людей, которые получили осложнения на всю оставшуюся жизнь? Мы не говорим и о тех психологических травмах, от которых не оправиться и которые передаются из поколения в поколение. Именно этим можно объяснить многие особенности населения Бессарабии, а значит, и нынешней Республики Молдова. Потому что мы каким-то образом отличаемся от остального мира. Почему? Потому что сказались репрессии, которым подверглось местное население, в том числе, в плане травмы, передающейся из поколения в поколение, по причине тех лишений 1946–1947 годов. Опять же, мы говорим о сотнях тысяч погибших, но как насчет сотен тысяч людей, которым практически нечего было есть на протяжении года?”, - отметил Постика.
Как утверждает Александру Постика, отсутствуют и конкретные данные об арестах и пытках, имевших место в период подготовки депортаций. „На протяжении года перед первой волной депортаций, безусловно, составлялись определенные списки, и эти списки основывались на неких показаниях. Мы знаем, что НКВД уже присутствовал здесь, применяя пытки, совершая убийства, ограничивая свободу. Очевидно, что нынешнее государство, в какой-то мере, не имеет возможности признать за этими людьми статус жертв, потому что о них не известно, они не были задокументированы фактически. Ведь если у нас имеется какой-никакой список в случае первой волны депортаций, от 13 июня, то списков тех, кто был убит, кто был арестован, у нас нет”, - рассказал Постика.
Председатель ассоциации обнаруживает сходства с происходящим сейчас в рамках войны России в Украине.
„Прежде всего, не будем забывать, что то, что мы увидели в 2022 году в результате вторжения России в Украину, на самом деле происходило ранее и в Республике Молдова. И мы можем провести некоторые параллели и сделать некоторые сравнения. Те же ямы с известью, которые были в Буче, о которых узнал мир и увидел те сотни тел, которые были захоронены в лесах, в братских могилах, на самом деле были и в Республике Молдова, в Кишиневе в 1940-х годах”, - говорит Постика.
Председатель Ассоциации бывших депортированных и политзаключенных Молдовы Александру Постика заявил, что лишь самые настойчивые из репрессированных получили статус жертв, но государством было сделано очень немногое. Исключение составляют историки и некоторые комиссии, которые предпринимали попытки проанализировать цифры.
Публичные дебаты на тему „Сталинские депортации: отголоски прошлого, адресованные настоящему и будущему” были организованы информационным агентством IPN в рамках проекта „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира”, реализуемого при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.