„Почивший” СССР продолжает будоражить умы, чувства и даже влиять на поступки отдельных категорий людей на постсоветском пространстве и сегодня, хотя вскоре исполнится уже 31 год с тех пор, как его не существует в реальности. Почему так происходит, и как это наше прошлое влияет на жизнь людей сегодня (и будет влиять завтра), обсудили гости публичных дебатов „100 лет под знаком СССР и 31 год без СССР: Ностальгия по химерам. Источники, способы продвижения и эффекты ностальгии”, организованных информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что Советский Союз был создан на территории бывшей Российской империи, первоначально без ряда территорий, таких как Финляндия, Бессарабия, часть Польши. Он был учрежден 30 декабря 1922 года и состоял из Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской Советской Социалистической Республики, Белоруссии и Закавказья. „Фактически эти субъекты вошли в состав унитарного государства. Новосозданное государство, на основании Конституции Советской России от 1918 года, было провозглашено диктатурой пролетариата. Фактически это было тоталитарное государство. Коммунисты придерживались традиционных религиозных взглядов, и фактически суть коммунизма представляет собой религиозное явление. Из-за экономической неэффективности, ввязывания в гонку вооружений, цен на углеводороды, которые являлись одним из источников доходов, из-за межэтнических конфликтов и необходимости реформировать эту махину, в 1991 году Советский Союз распался. Это был результат путча от 19 августа 1991 года, за которым последовал „парад суверенитетов”, а закончилось все на встрече в Беловежской пуще, после которой Верховный Совет Российской Федерации принял решение о выходе из договора, подписанного в 1922 году, а 26 декабря Верховный Совет Советского Союза принял декларацию о прекращении существования этого государственного образования”.
По его словам, „ностальгией” называют чувство грусти, меланхолии, вызванное воспоминаниями о прошлом, то есть сожалением об ушедшем, о том, чего уже нельзя вернуть. „Это чувство эксплуатировалось с 2004 года, когда в Российской Федерации был создан специальный телеканал „Ностальгия”, который, обладая доступом к телеархивам бывшего СССР, искусно использовал мифы о социальной справедливости, царившей в Советском Союзе, и все это прижилось на постсоветском пространстве”.
Говоря по-другому, „химеры” – это несбыточные фантазии. „Химеры широко распространены в Молдове. По случаю 20-летия падения Берлинской стены в нашей стране был проведен опрос общественного мнения, который показал, что свыше 50% респондентов сожалели о распаде СССР. Еще через десять лет число тех, кто оплакивал распад СССР, составило 45%. Соответственно, это явление необходимо учитывать, имея дело с Республикой Молдова”, - указал Игорь Боцан.
Как отметил директор Института правовых, политических и социологических исследований Виктор Жук, Советский Союз по своей организационной форме де-юре был федерацией, а де-факто являлся централизованным государством, и все в экономике союзных республик зависело от ассигнований из союзного бюджета. „Это было тоталитарное государство, с самого начала была создана политическая полиция для обеспечения подчинения граждан созданному большевистскому коммунистическому режиму. Советская экономика всегда развивалась экстенсивно, а не интенсивно. СССР был сверхдержавой, одним из главных действующих лиц Холодной войны в послевоенный период, что также способствовало ослаблению советской экономики. Есть много причин, приведших к исчезновению этого колосса. Никто, за исключением некоторых диссидентов, не допускал возможности распада СССР изнутри, и ни один исследователь в области международных отношений, политологии или права не сумел описать в многочисленных работах то, каким образом исчезнет Советский Союз”, - указал директор института.
По его словам, причин распада было много. „Речь идет об экономической причине, а именно о направлении многочисленных финансовых и материально-технических средств в военный бюджет. До 1988 года никто в СССР точно не знал, каков военный бюджет страны, а основные расходы шли на гонку вооружений. Вторая причина связана с уровнем жизни граждан. Большинство жило на одном и том же уровне: на уровне бедности или средне-низкой обеспеченности, но все же это был очень низкий уровень. Имелись проблемы с инфраструктурой, а именно с гостиницами и дорогами. Также решающую роль сыграли национально-освободительные и демократические реформаторские движения, особенно в союзных республиках, но важную роль сыграла и Российская Федерация, провозгласившая свой суверенитет 12 июня 1990 года. Многие видят в распаде СССР трагедию, даже личную трагедию”, - рассказал Виктор Жук.
По мнению доктора философии, доктора хабилитат права Родики Чобану, идеология является мощным инструментом воздействия на коллективное сознание. „Мы не можем размышлять о 31 годе независимости, не учитывая то, что было внедрено в социальную ДНК молдавских граждан за 100 лет. Это, в том числе сотрудничество на уровне системы безопасности в союзных республиках, через людей, внесших свой непосредственный вклад в продвижение идеологии и поддержание этой системы. Другой проблемой была активная роль государственных учреждений, в том числе правоохранительных учреждений, которые упорно занимались продвижением господствовавшей в то время идеологии. Люди жили в условиях репрессивной, закрытой, унижающей системы. Еще одним элементом была утрата понятия человечности, которое было превращено в фальсификацию идеи добра. В тоталитарной вселенной все, что не было запрещено, являлось обязательным. И тогда навязывание продвигаемых ценностей принесло свой результат. Согласно одному отчету о реалиях коммунистической системы, установлено, что недостаточно говорится об ужасах, творившихся во времена Советского Союза, в том числе применительно к территории Республики Молдова. В период независимости для желающих узнать о событиях прошлого было оставлено свободное пространство, дело пустили на самотек. Но отчет показывает, что так оно не работает, что те события нужно анализировать, обсуждать и давать им оценку”.
По словам Родики Чобану, „ожидания молдавских граждан от Республики Молдова как государства, в том числе тех многих, кто выходил на площадь Великого национального собрания в поддержку независимости, были очень высокими. За последующие 30 лет случилось много разочарований. По мнению ряда исследователей, теоретиков и аналитиков, нам не удалось разорвать основные связи, которые мы имели и поддерживали с постсоветским пространством”.
Публичные дебаты „100 лет под знаком СССР и 31 год без СССР: Ностальгия по химерам. Источники, способы продвижения и эффекты ностальгии” стали 258-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”. Проект реализуется при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.