logo

Западные санкции против России: причины, механизмы действия, последствия, позиция Республики Молдова. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/zapadnye-sanktsii-protiv-rossii-prichiny-mekhanizmy-deystviya-posledstviya-pozit-8004_1088735.html

Пошел второй месяц российско-украинской войны, конца которой все еще не видно. В принципе, конец этой войны, но и других вторжений, может быть приближен двумя путями. Первый - это военный путь, с жертвами и храбростью военных из соседней страны и всего народа. Второй путь - экономический, через наложение экономических санкций агрессору. И это делает та часть мира, которая не согласна с войной как способом решения проблем, реальных или изобретенных. О том, как действуют санкции, каковы их последствия и какова позиция Республики Молдова в этом отношении обсудили участники публичных дебатов, организованных Информационным агентством IPN.

Политолог, исследователь в Университете им. Юстуса Либиха в Гисене, Германия Дионис Ченуша сказал, что санкции являются инструментами, в первую очередь экономическими, но они также могут содержать политические элементы. Они используются международными организациями или государствами индивидуально, чтобы препятствовать определенным действиям, совершенным другими государствами и противоречащим международному праву.

„В некоторых случаях можно говорить о санкциях, которые принимаются на уровне Совета безопасности ООН, в основном против действий, связанных с терроризмом. И эти виды санкций должны быть единогласно утверждены членами Совета безопасности, среди которых есть и Россия. Есть и санкции, которых применяют такие государства, как США, и это санкции с экстерриториальными эффектами. Этот тип санкций может быть нацелен как на компании, так и на отдельных лиц из определенной страны”,- объяснил политолог.

По его словам, существует ряд санкций, запрещающие поездки или направленные на конфискацию активов отдельных лиц или компаний. Другие санкции касаются даже целых секторов экономики. „Разнообразие санкций или областей применения санкций довольно велико и расширяется каждый раз, когда мы говорим о новой волне санкций, применяемых США, Европейским Союзом, включая ООН. Эффективность этих санкций во многом зависит от того, сколько стран участвуют в применении санкций и, соответственно, какова способность санкционированных стран выживать и адаптироваться к санкциям, которые они получают в ответ на свое поведение, противоречащее международным нормам”, - отметил Дионис Ченуша.

Журналист Ион Тергуцэ заявил, что причины применяемых санкций, естественно, связаны с российско-украинской войной, поэтому решения об их применении носят строго политический характер. „И это потому, что и Соединенные Штаты, Европейский Союз и все международное сообщество, единственное, что они могут сделать, чтобы избежать гораздо большего конфликта, - это попытаться разрушить экономический потенциал, но особенно военный потенциал Российской Федерации, чтобы у нее больше не было возможности продолжать эту войну. Главная сложность заключается в том, что эти санкции могут напрямую повлиять на страны, которые применяют эти санкции. Наиболее уязвимыми являются страны Европейского Союза, но в будущем могут возникнуть очень большие проблемы в зонах, где существуют или были определенные проблемы с продовольствием. И в этом плане наиболее уязвимой является Африка, куда Россия и Украина экспортировали много зерна. И не будем забывать, что в последнее время Россия даже стала лидером по экспорту зерновых, особенно пшеницы. И с этой точки зрения все может усложниться, если подумать и о странах ЕС, которые зависят от энергии. Становиться понятным, почему западные страны ранее избегали вводить такие жесткие санкции, как сейчас. Но отсрочка этих санкций позволила России значительно вооружиться и продолжить империалистические проявления”, - отметил журналист.

По его мнению, неожиданно, что в XXI веке Россия ведет себя так в условиях, когда и сама может сильно пострадать. „России придется мириться с этими последствиями санкций, возможно, в течение нескольких десятилетий. Я понимаю, что Соединенные Штаты и Европейский Союз не желают сразу отменить все эти санкции, даже если Россия навсегда уйдет из Украины или, скажем, согласится оплатить все военные репарации. Россия по-прежнему остается одним из основных агрессоров во всем мире, и с этой точки зрения долго будет ощущать последствия”, - отметил Ион Тергуцэ.

Ассоциированный экономический аналитик Института европейских политик и реформ (Великобритания) Думитру Викол считает, что после вторжения в Крым русские подготовились к возможным конфликтам. Они построили себе экономическую крепость, чтобы быть очень устойчивыми и менее уязвимыми, и основным элементом этой крепости являются валютные резервы.

„Когда русские решили вторгнуться в Украину, они были уверены, что смогут пережить любые санкции, потому что у них была супер большая „подушка безопасности”. И когда Брюссель и Вашингтон решили заморозить их зарубежные валютные резервы, в основном половину из них, то они нацелились именно туда, где россиянам больнее всего. Вторая половина была в золоте. Несколько дней назад началось санкционирование любой сделки с Центральным банком. Практически вся крепость, которая была вокруг Центрального банка, рухнула”, - отметил аналитик ИЕПР.

По его мнению, еще одним элементом санкций является нацеливание Запада на сектор экспорта минеральных или энергетических ресурсов. „Несмотря на то, что он нацелен на определенный валютный доход, которого Россия получает при экспорте, Запад, по сути, также налагает определенные санкции и собственным экономикам. Соответственно, эти экономики, особенно в Европейском Союзе, колеблются между тем, сколько ЕС может выдержать без минеральных или энергетических ресурсов из России”, - уточнил Думитру Викол. По его мнению, таким образом, в момент применения санкций к Российской Федерации, необходимо также учитывать и влияние на Европейский Союз.

231-е дебаты „Западные санкции против России: причины, механизмы действия, последствия, позиция Республики Молдова” из цикла Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.