logo

Йошихиро Катаяма: Японские программы помощи распространились на все сферы жизни молдавского общества. Интервью IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/yoshikhiro-katayama-yaponskie-programmy-pomoshchi-rasprostranilis-na-vse-sfery-z-7978_1088854.html

Почему молдавско-японские отношения являются привилегированными? Какова «философия» поддержки, оказываемой Японией Республике Молдова? Каковы наиболее важные японские программы помощи? Почему Япония помогает Республике Молдова справиться с кризисом беженцев и почему «самым решительным образом» осуждает действия Российской Федерации в Украине? Чем Республика Молдова привлекает японских инвесторов? Как молдавской культуре удается стать более доступной во всем мире при поддержке Японии? Как получилось, что послы Японии представляют Республику Молдова на знаменитых международных конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы вы можете узнать из интервью Валериу Василикэ с Его Превосходительством Послом Японии в Республике Молдова Йошихиро Катаямой.
---

IPN: Ваше Превосходительство, наше интервью посвящено тридцатой годовщине установления дипломатических отношений между Республикой Молдова и Японией. Мы постараемся проанализировать состояние и тенденции этих отношений в разных областях по отдельности, но я хотел бы начать с общей оценки. Недавно я прочитал в сообщении о беседе двух высокопоставленных лиц наших стран следующую формулировку: «Был подчеркнут привилегированный характер молдавско-японского сотрудничества за последние три десятилетия». Является ли эта «привилегированность» чем-то реально существующим или это способ сказать дипломатическим языком о каких-то хороших, обыкновенных отношениях между сторонами? Я понимаю, зачем Республике Молдова, маленькому и бедному государству, такие отношения с таким процветающим, сильным и влиятельным государством, как Япония, но зачем это Японии?

Йошихиро Катаяма: Япония является важным и ответственным членом международного сообщества. Вот почему было естественным, что после обретения Республикой Молдова независимости, мы не только установили дипломатические отношения, но и решили помочь этой молодой стране, приверженной построению демократии на основе универсальных ценностей, таких как правовое государство, права человека и рыночная экономика, которые также имеют основополагающее значение для Японии.

IPN: Честно говоря, в процессе подготовки к этому интервью я пытался определить, в каких областях сотрудничества с Республикой Молдова Япония проявляет особый интерес, и мне это не удалось, потому что, с одной стороны, я не нашел области, в которых поддержка вашей страны как-то более выражена, чем в других, с другой стороны, не нашел областей, где Япония не присутствует в Республике Молдова. Как вы выбираете приоритеты поддержки, оказываемой Республике Молдова? Или какова «философия» поддержки?

Йошихиро Катаяма: Япония поддерживала Республику Молдова с первых лет независимости в ее усилиях по построению демократического государства с рыночной экономикой и хорошими условиями жизни для своих граждан. В 1993 г. Япония впервые предоставила Молдове вакцины и лекарства на сумму более 2 млн. долларов США. И с тех пор, вы правы, программы помощи расширились практически во всех сферах молдавской социально-экономической жизни, таких как модернизация сельского хозяйства, укрепление системы здравоохранения, улучшение образования, поддержка местных инициатив, устойчивое производство энергии, сохранение национального наследия, продвижение культуры и искусства, обмен японскими ноу-хау с молдавскими государственными служащими, укрепление потенциала предотвращения и реагирования в случае пожаров и многое другое. Все эти проекты соответствуют общим целям Официальной помощи Японии в целях развития в Молдове и Целям устойчивого развития ООН, а именно способствовать устойчивому экономическому развитию и повышению уровня жизни. Обратите внимание, что проектные предложения всегда исходят от молдавских партнеров, и перед принятием решения о финансировании мы проводим технико-экономическое обоснование с Японским агентством международного сотрудничества (JICA). Что касается «философии» поддержки молдавского народа, то она довольно проста – Япония, как и другие партнеры по развитию, поддерживает усилия Молдовы по превращению в современное и демократическое государство, в котором обеспечены такие основополагающие принципы, как верховенство закона, соблюдение прав человека и рыночная экономика, которая гармонично интегрируется в международное сообщество и экономику.

IPN: Самая новая сфера, в которой Япония заявила о своей поддержке Республики Молдова, связана с российско-украинской войной и украинскими беженцами, которых Республика Молдова вынуждена принимать в течение более длительного или короткого периода времени. Почему Япония, которая находится за тысячи и тысячи километров от этой войны, делает это и что ваша страна вообще думает об этой войне?

Йошихиро Катаяма:
Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что действия России явно нарушают суверенитет и территориальную целостность Украины и представляют собой серьезное нарушение международного права, запрещающего применение силы, а также нарушение Устава Организации Объединенных Наций. Любое принудительное одностороннее изменение статус-кво абсолютно неприемлемо. Это крайне серьезная ситуация, расшатывающая основы международного порядка не только в Европе, но и в Азии. Япония самым решительным образом осуждает эти действия.

Вместе с другими странами G7 Япония немедленно поддержала Украину и соседние страны, принимающие украинских беженцев, в том числе Молдову. 27 февраля правительство Японии объявило о выделении 100 миллионов долларов на экстренную гуманитарную помощь. Средства распределяются между несколькими международными организациями для немедленного вмешательства. Недавно, 24 марта, премьер-министр Кисида Фумио объявил о выделении еще 100 миллионов долларов США на эти цели. Япония также открыла свои двери для истерзанных войной украинцев, и мы предоставили Украине нелетальную военную помощь. Народ Японии полностью солидарен с народом Украины.

IPN: Думаю, можно сказать, что одной из старейших сфер молдавско-японского сотрудничества является сельское хозяйство и все, что с ним связано. Программа, известная как «2KR», работала много лет, что она значила для Японии и какие результаты дала для Республики Молдова? Оправдались ли ожидания вашей страны?

Йошихиро Катаяма:
Республика Молдова является агропромышленным государством, поэтому развитие сельского хозяйства необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста. Таким образом, модернизация сельского хозяйства является одним из приоритетов Японии в рамках Официальной помощи в целях развития. Сумма помощи, предоставленной в течение долгого времени в виде грантов и кредитов для сельского хозяйства, превышает 40 миллионов долларов США. В этом контексте я хотел бы отметить запущенные в 2000 году программы поддержки фермеров со скромными финансовыми возможностями, известные широкой публике как «2КР», благодаря которым тысячи фермеров по всей стране смогли модернизировать сельскохозяйственную технику. В этой области были запущены также и другие программы, такие как «Проект обеспечения оборудованием Центра переподготовки в области механизации» в 2007 году, «Проект содействия социально-экономическому развитию» в 2016 году и «Проект модернизации сельскохозяйственной техники и оборудования» с 2020 года. Я очень впечатлен тем, что помощь, предоставленная Японией, высоко ценится среди молдавских фермеров, которые со временем стали более продуктивными и конкурентоспособными и расширили свою деятельность, создавая новые рабочие места и создавая добавленную стоимость.

IPN: Еще одна крупная программа Японии в Молдове - «Кусаноне». Я понимаю, что она охватывает все или почти все сферы жизни. Скажите хотя бы вкратце: каковы направления, объем и влияние этой поддержки?

Йошихиро Катаяма:
Действительно, одной из визитных карточек Японской официальной помощи развитию в Молдове является программа помощи в области безопасности человека «Кусаноне». Она была запущена в 2008 году, и с тех пор Япония предоставила более 6 миллионов долларов США финансирования для реализации проектов развития, таких как ремонт и оснащение школ и детских садов, модернизация оборудования в государственных учреждениях здравоохранения, строительство канализационной системы, обустройство очистных сооружений и так далее. Специфика этой программы заключается в выявлении и решении проблем, влияющих на благополучие и безопасность сообществ на местном уровне. Я рад, что программа «Кусаноне» охватила всю страну, а сообщества почти в каждом районе сегодня имеют качественные медицинские услуги, а дети - достойные и безопасные условия обучения.

IPN: Есть ли у вас область, о которой, по вашему мнению, нам нужно поговорить более подробно в плане сотрудничества? Может быть, у вас больше ожиданий, может быть, у нее выше потенциал развития?

Йошихиро Катаяма:
Я считаю, что у Японии и Республики Молдова есть потенциал для дальнейшего развития сотрудничества в других областях, таких как инвестиции. Приятно отметить присутствие в Молдове двух мировых производителей автокомпонентов Fujikura и Sumitomo Electric Bordnetze, каждый из которых управляет двумя электромонтажными заводами. Эти компании создают в общей сложности более 6000 хорошо оплачиваемых рабочих мест. Прибытие этих компаний в Молдову в 2017 году внесло существенный вклад в развитие автомобильной промышленности, удвоив ее долю в общем объеме промышленного производства примерно до 6%. Иностранные инвестиции имеют большое значение для развивающихся стран, таких как Молдова. На сегодняшний день IT-индустрия является одним из мировых лидеров по привлечению инвестиций. Я считаю, что в Молдове есть все предпосылки стать привлекательной в области IT и аутсорсинга для иностранных компаний, в том числе японских, благодаря своим преимуществам с точки зрения многоязычной рабочей силы, умеренных затрат и сетевой инфраструктуры. Я понимаю, что молдавские власти работают над созданием лучших условий для иностранных инвесторов. Поэтому я готов работать с молдавской стороной, чтобы донести эти преимущества до потенциальных японских инвесторов. Конечно, конфликт в Украине внес большую неопределенность в инвестиционный процесс в Молдове, но я хотел бы выразить надежду на то, что будет мир и что в Молдову придут иностранные инвесторы, в том числе японские.

IPN: Позвольте поговорить отдельно о культурном сотрудничестве, которое как-то менее заметно: почему Япония считает важной поддержку в этой области?

Йошихиро Катаяма:
Молдавская культура является важной частью мирового культурного наследия. Молдавский народ имеет очень богатую культуру и огромные художественные ресурсы, которые необходимо передать будущим поколениям. Именно поэтому 23 февраля, в Национальный день Японии, вместе с нашими молдавскими партнерами мы открыли Национальный центр оцифровки в Национальной библиотеке Молдовы, что позволит сохранить большие фонды библиотеки в цифровом формате. Они станут доступны не только всем молдаванам, где бы они ни жили, но и всему миру. Проект стал возможен благодаря гранту в размере 400 000 долларов США из Японии, и я рад, что нам удалось внести этот важный вклад.

IPN: Поскольку честные отношения являются или должны быть справедливыми, в каких областях Япония могла или может рассчитывать на поддержку Молдовы?

Йошихиро Катаяма:
С 1992 года отношения между Японией и Молдовой всегда были теплыми и дружественными. Молдова была нашим важным партнером в различных международных организациях и форумах, особенно в рамках ООН. Например, одним из долгосрочных приоритетов Японии является нераспространение ядерного оружия, и Молдова всегда постоянно и последовательно поддерживала Японию в этом отношении.

IPN: Попрошу Вас посвятить следующую часть интервью лучшему взаимопониманию молдавского и японского обществ. Во-первых, откуда у вас такое хорошее знание румынского языка? Не знаю, могу ли я спросить вас, сколько людей в Японии знают румынский, это было бы не очень скромно с моей стороны. А знаете ли вы, сколько людей в Молдове говорят по-японски?

Йошихиро Катаяма:
Я поступил на работу в Министерство иностранных дел Японии в апреле 1980 года, а в июле 1981 года я прибыл в Бухарест, где в течение двух лет изучал румынский язык в качестве стажера. За время моей дипломатической карьеры, которая привела меня, среди прочего, в Соединенные Штаты Америки, Канаду, Кению и Украину, у меня было три миссии в Румынии, что позволило мне овладеть языком. Кроме того, у меня была возможность переводить во время встреч на высоком уровне с президентами Румынии Чаушеску, Илиеску, Константинеску и Бэсеску, премьер-министрами Японии, министров иностранных дел и императора Акихито.

Что касается японского языка в Молдове, то нашим важным партнером является Фонд молдавско-японских отношений, где ежегодно японский язык изучают около 125 человек. Нас вдохновляет тот факт, что, как говорит нам президент Фонда г-н Валериу Бынзару, интерес молдаван к изучению японского языка намного превышает возможности учреждения. Именно поэтому мы стараемся всячески поддерживать Фонд — например, в 2020 году мы предоставили грант в размере 75 000 долларов США на улучшение условий обучения, чтобы у студентов был лучший опыт обучения.

IPN: Каково быть дипломатом в этой части мира во времена СССР, «социалистического лагеря» и после? Какие сходства и различия в состоянии общества выделяются в первую очередь?

Йошихиро Катаяма:
Поездка в Бухарест в 1981 году, когда я был молодым дипломатом в процессе становления, была моей первой поездкой за пределы Японии, и это была поистине сбывшаяся мечта. Уже тогда, в восьмидесятых годах, когда я учил румынский, у меня была другая мечта - побывать в Молдове, где говорят на том же языке. К сожалению, в то время это было невозможно, но в июле 2004 года я был назначен советником по вопросам экономики и сотрудничества в посольстве Японии в Киеве, которое также отвечало за Молдову. Так, в 2005 году я, наконец, прибыл в Молдову в качестве командированного наблюдателя на парламентских выборах. Мне посчастливилось увидеть красивый город Кишинев и познакомиться с гостеприимными жителями Молдовы.

Для молодого дипломата в социалистической Румынии было много интересных аспектов жизни, но за эти годы мы увидели значительный прогресс в Румынии, в том числе вступление в Европейский Союз. Я надеюсь увидеть модернизацию и развитие и в Молдове, и я хотел бы напомнить вам, что Япония поддерживает европейскую интеграцию вашей страны.

IPN: В прошлом году самым покупаемым автомобилем в Республике Молдова была японская «Тойота». Какие еще признаки/символы массового присутствия Японии вы видите в Молдове и какие символы Молдовы, по вашему мнению, прижились или приживаются в Японии?

Йошихиро Катаяма:
Я очень рад видеть, что японские автомобили в целом, а не только Toyota, пользуются популярностью у молдаван. Что меня удивило, так это то, что многие молдаване знают о цветах сакуры (черешни). Этот символ особенный для японцев и, кстати, сезон цветения сакуры приближается. Что касается символов Молдовы, то хочу вам сказать, что прошлым летом, когда я вернулся в Токио, я посетил несколько престижных винных магазинов, и мне было очень приятно увидеть там молдавские вина. Это говорит о том, что молдавские вина начали поступать на японский рынок и среди японцев уже есть любители молдавского вина.

IPN: Чем для Японии и японцев были летние Олимпийские игры, которые они, кстати, проводили в «наиболее суровый» период пандемии?

Йошихиро Катаяма:
Японцы приложили огромные усилия для проведения летних Олимпийских игр. Было очень сложно создать оптимальные и, что не менее важно, безопасные условия для иностранных спортсменов, но нам это удалось. К сожалению, большая часть соревнований прошла без зрителей, но я уверен, что спортсмены, которые так усердно работали, чтобы попасть на Олимпиаду, уехали из Японии с прекрасными впечатлениями и воспоминаниями.

IPN: Есть несколько распространенных определений для вашей страны, один из них – «страна землетрясений». На что больше всего рассчитывают японцы в этом суровом противостоянии с судьбой: на дух народа, на экономический потенциал страны, на интернациональную солидарность, на что еще?

Йошихиро Катаяма: Действительно, землетрясения в Японии случаются довольно часто. Я хотел бы напомнить вам о Великом восточно-японском землетрясении 2011 года, за которым последовало цунами, унесшее столько жизней и причинившее огромный ущерб. Что помогает нашему народу справиться с такими бедствиями, так это большая солидарность внутри нашего общества, стойкость и опыт наших институтов и, конечно же, международная поддержка: даже Молдова, которая так далека от Японии, внесла свой финансовый вклад в восстановление страны после землетрясения 2011 года.

IPN: Какое время года самое красивое в Японии?

Йошихиро Катаяма:
Я бы сказал, что в Японии все времена года прекрасны. Японский архипелаг тянется более чем на 3000 км, поэтому природа каждого региона уникальна, от холодного и прекрасного острова Хоккайдо на севере до тропической Окинавы на юге.

IPN: Какая любимая еда японцев?

Йошихиро Катаяма:
Поскольку Япония состоит из тысяч островов, вполне естественно использовать в нашей кухне много морепродуктов. Японской едой наслаждаются во всем мире, но я также должен подчеркнуть, что она очень полезна для здоровья.

IPN: Что такое император для японцев?

Йошихиро Катаяма:
Император — это символ государства и единства народа.

IPN: Господин Посол, у вас есть свое хобби?

Йошихиро Катаяма:
На самом деле у меня есть хобби, которое я продолжаю здесь, в Кишиневе. В молодости я был футболистом. Потом я стал дипломатом, женился, у нас с женой четверо детей. Когда меня командировали в Украину в июле 2004 года, я жил один в Киеве, а моя семья осталась в Токио, чтобы наши дети могли продолжить образование в Японии.

Во время моего пребывания в столице Украины я познакомился со спортивными танцами и начал заниматься, но только ради здоровья. Мне было 48 лет. Я переехал в Бухарест в апреле 2008 года и присоединился к тамошнему клубу, а затем начал соревноваться. Я продолжал заниматься даже после того, как вернулся в Японию в январе 2013 г. В августе 2020 г. я был в гостях у господина и госпожи Гозун, которые не только поняли мое желание, но и нашли мне партнера-молдаванку, с которой я занимаюсь уже год и восемь месяцев. Я очень рад брать уроки у госпожи Светланы Гозун, которая считается одним из самых уважаемых тренеров в мире. Наша пара планирует участвовать в международных соревнованиях, в том числе в знаменитом German Open. Я выступлю как танцор от Федерации Республики Молдова.