Выборы следует рассматривать, как некий конкурс красоты, который проводится в неравных условиях. Интервью с директором Ассоциации по внешней политики Еудженом Ревенко
https://www.ipn.md/index.php/ru/vybory-sleduet-rassmatrivat-kak-nekiy-konkurs-krasoty-kotoryy-provoditsya-v-7965_976652.html
[ –29 июля избиратели Республики Молдова снова приглашаются к урнам для голосования. Чего нам ждать от этих выборов и предшествующей им избирательной кампании?]
– Выборы в Республике Молдова следует рассматривать как некое соревнование, конкурс красоты, который проводится в неравных, нередко враждебных условиях, содержит множество неизвестных переменных и новых элементов. Здесь я имею в виду экономический кризис и банкротство коммерческого банка, последствие апрельских событий, снижение избирательного порога до 5 процентов, снижение минимальной явки на выборы до 1/3 избирателей, назначение и широкое освещение лидера-"контрреволюционера" христиан-демократов на пост вице-премьера и др. Другим элементом неожиданности является вызвавший множество противоречивых мнений политический перезапуск бывшего председателя парламента Мариана Лупу, объединившегося с командой Демократической партии. Мариан Лупу – реальный конкурент для ПКРМ и лично президента Владимира Воронина, который может бороться за голоса того же левого электората. Данный потенциал не освоен и было бы логичным ожидать в последующие 2 недели реальной борьбы за левый электорат между двумя этими конкурентами.
После выборов новый законодательный орган окажется лицом к лицу с очень непростой внутренней ситуацией: внесение поправок в бюджет-2009 примерно на 7 миллиардов леев (30 процентов), утверждение увеличения внешнего долга, равно как и принятие бюджета на будущий год.
Экономическая ситуация может толкнуть на принятие непопулярных мер и потребовать значительной политической воли для принятия непопулярных реформ. Вспомните, экономический кризис 1998 года заморозил правительства, разрушил альянсы, привел к неожиданным коалициям и вместе с тем позволил прийти к власти Партии коммунистов, которая и не ожидала подобного успеха.
[– Верите ли в политический консенсус после выборов?]
– Несомненно, самой эффективной властью была бы коалиционная, которая учитывала бы многие интересы. Однако понятие консенсуса за последние девять лет потерялось, было искажено. Таким образом, трудности для политиков только начинаются. Радует одно, что в 2009 году больше нельзя будет поднимать разговор о других досрочных выборах. И тогда вопрос избрания президента страны становится второстепенным. Законодательный орган утвердит правительство, которое будет работать на обычных условиях. Важно, чтобы нынешний действующий президент не превращал подобное временное исполнение обязанностей в нечто постоянное, провоцируя конституционный кризис.
[– Каково место внешнего фактора в этой конъюнктуре?]
– С точки зрения внешней политики, Республике Молдова понадобится немедленно восстановить равновесие в отношениях с Европейским союзом, Румынией, Россией и Украиной. Мандат, выданный Европейской комиссии Советом CAGRE, содержит нынешние условия: отмена виз для Румынии и восстановление отношений добрососедства. Этот мандат может стать механизмом давления на следующий законодательный орган для формирования нового правительства. Европейская комиссия может инициировать переговоры по новому соглашению ("об ассоциировании") и, возможно, по комплекту "антикризисных" мер. Ничего из этого нельзя будет реализовать при отсутствие политического диалога.
Все партии бросаются в борьбу с экономическим кризисом и поддерживают идею внешнего финансирования. Это может стать зоной сближения и консенсуса. Однако переговоры в самый разгар избирательной кампании по кредиту, на непрозрачных условиях временным правительством, по решению президента страны с истекшим мандатом, без консультаций с законодательным органом – не может способствовать отысканию внутреннего политического консенсуса и ставит в уязвимое положение следующую власть в стране любого политического окраса и направленности. Законодательный орган должен будет самым серьезным образом оценить, затронута ли экономическая безопасность государства, а если затронута, то в какой степени.
[ – Существуют ли предпосылки для кардинальных перемен на политической сцене?]
Республика Молдова остро нуждается в переменах! Не уверен, в какой степени молдавское общество готово принять и одобрить радикальные реформы. Все же важнейшей мерой, которую может произвести молдавское общество, является смена политического класса. Апрельский парламент был частично обновлен. Правый электорат привел в законодательный орган два новых формирования – ЛДПМ и ЛП. Естественно, политический опыт АНМ и связь поколений в этом процессе омоложения нельзя игнорировать.
В контексте формирования политических полюсов мы можем говорить о нескольких формированиях – ЛДПМ, ЛП и АНМ, которых условно называют "правыми".
Выдвигаем большие требования, но забываем, что это молодые политические формирования. ЛП, существующая уже долгое время, только в 2007 году вошла в большую политику, покорив примэрию муниципия Кишинэу и часть Муниципального совета. Популярность в стране завоевала только на выборах 2009 года. То есть только сейчас стала действительно национальной, представительной партией и все-таки нуждается в укреплении структур. ЛДПМ, в свою очередь, не исполнилось еще и двух лет! Эта партия смогла добиться огромных результатов, получив 15 мандатов в законодательном органе в апреле 2009 года. И ему нужно время, мирное время, чтобы закрепиться в качестве политического формирования.
Левые избиратели имели консолидированные предложения со стороны ПКРМ, с частично обновленными политиками. На этот раз, однако, и этот электорат может иметь реальную альтернативу для обновления политического класса после перехода Мариана Лупу в ДПМ.
И все-таки консолидация "полюсов" не будет возможна, пока не будет определен тот таинственный "национальный интерес" здесь, внутри страны, когда мы прекратим защищаться от любых внешних врагов и повернемся лицом к себе самим, к гражданам этой страны, которые с трудом выстаивают перед "войной и космическим вторжением".