logo

Восемь из десяти человек, осужденных за коррупцию, не проводят ни дня в тюрьме, исследование


https://www.ipn.md/index.php/ru/vosem-iz-desyati-chelovek-osuzhdennykh-za-korruptsiyu-ne-provodyat-ni-7967_1087382.html

Самое большое тюремное заключение, данное в случае коррупции, было 16 лет, а самый большой штраф - 290 тыс. леев. В то же время восемь из десяти человек, осужденных за коррупцию, не проводят ни дня в тюрьме. Больше всего коррупционных преступлений выявлено среди полицейских. Выводы содержатся в анализе, проведенном Центром юридических ресурсов Молдовы. Исследование охватывает более 400 постановлений, вынесенных Высшей судебной палатой в делах о коррупции в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года, передает IPN.

Председатель ЦЮРМ Владислав Грибинча заявил, что в Республике Молдова продолжительность рассмотрения уголовного дела на всех трех судебных уровнях составляет в среднем 325 дней, в то время как в случае с коррупционными делами продолжительность увеличивается до 3,5 лет, что в четыре раза больше. Несмотря на то, что случаи коррупции более сложные, эта разница вызывает вопросы, отмечает Владислав Грибинча.

Подавляющее большинство - 93% случаев коррупции, которые были рассмотрены (из постановлений ВСП), относится к актам малой коррупции с точки зрения ущерба, к взяточничеству, к субъектам, совершающих это преступление. 7% дел относятся к большой коррупции. Среди дел, поступивших в ВСП, числится и коррупция среди депутатов, в которой сумма взятки составила 250 тыс. долларов.

В рейтинг субъектов коррупционных преступлений входят полицейские, их 140. За ними следуют физические лица (91), местные советники (32), примары (24), адвокаты (19), бухгалтеры (19) и т. д. „Они, вероятно, более многочисленные и чаще контактируют с людьми, которые находятся в сложных ситуациях и склонные решать свои проблемы. Это также не означает, что в других областях не может быть больше коррупции”, - объяснил Владислав Грибинча.

40% дел о коррупции поступают в ВСП. „Это может в значительной степени объясняться тем, что субъекты специфичны, и эти люди могут нанимать более квалифицированных адвокатов, иметь более убедительные аргументы и т. д. Нужно признать, что 40 процентов дел о коррупции поступают в ВСП, и этот коэффициент в среднем в два раза выше среднего по системе”, - отметил председатель ЦЮРМ.

Половина судебных решений были отменены Апелляционным судом. „Если у нас есть 50% шансов, что решения первых судов будут отменены в Апелляционном суде, тогда апелляционные суды неизбежно будут перегружены. И это говорит о качестве судебных решений”, - подчеркнул Владислав Грибинча. Еще одно замечание состоит в том, что каждое второе дело о коррупции идет на повторное рассмотрение.

Исследование не рекомендует ужесточать наказания за коррупцию. Это не означает, что не следует применять и сопутствующие санкции помимо основных, такие как расширенная конфискация. Авторы анализа считают, что необходимо выделить достаточные ресурсы для борьбы с большой коррупцией. Следует также проанализировать феномен частого назначения условного тюремного заключения. Эксперты считают, что применение более краткосрочного тюремного заключения будет эффективнее, чем долгосрочное, но условное.