logo

Военное российское присутствие на левом берегу Днестра является продолжением оккупации, мнение


https://www.ipn.md/index.php/ru/voennoe-rossiyskoe-prisutstvie-na-levom-beregu-dnestra-yavlyaetsya-prodolzheniem-7978_1036353.html

Вывод российских войск после распада Советского Союза ограничился только правым берегом Днестра, а российское военное присутствие на левом берегу-это не что иное, как продолжение российской оккупации. Такое мнение высказал директор Ассоциации за демократию через участие (ADEPT) Игорь Боцан. В интервью для Радио Свободная Европа аналитик заявил, что в Конституции написано четко, что на территории Республики Молдова не могут быть развернуты войска иностранных государств, а в начале мая Конституционный суд дал спциальное толкование о том, что принятие Республикой Молдова статуса постоянного нейтралитета исходит из определенного контекста, передает IPN.

Игорь Боцан отметил, что Конституционный суд дал 2 мая толкование ст. 11 Конституции о постоянном нейтралитете Республики Молдова. „Конституционный суд имел очень специфический подход – истолковал это понятие в узком смысле. То есть, постоянный нейтралитет Республики Молдова касается только состояния войны между третьими сторонами, в которой Республика Молдова не может вовлекаться. Это очень важно. В мирное время Республика Молдова имеет право предпринимать всевозможные меры, которые обеспечивают ей независимость и национальный суверенитет”, - сказал директор ADEPT.

Аналитик отметил, что, ранее, Партия коммунистов, как главная оппозиционная сила, а в настоящее время Партия социалистов очень хотели, чтобы ст. 11 о постоянном нейтралитете была превращена в специальный закон и в этом законе должны были найти отражение их собственные интерпретации, более благоприятные Российской Федерации. По его словам, после того, как Конституционный суд истолковал ст. 11, даже если Россия выведет свои войска, концепция нейтралитета будет рассматриваться в этом узком смысле и является обязательной для выполнения, поскольку решения Конституционного суда имеют статус закона.

„Что касается реакции президента Додон на постановление Конституционного суда от 2 мая, то он не очень сильно или не очень настаивал на толковании постановления, он просто взял и отменил майский указ президента 2016 года о принятии Концепции национальной безопасности. Таким образом, это единственное, что мог сделать г-н Додон. Теперь, в сложившейся ситуации он может делать только политические демарши, которые показывают, подчеркивают, что г-н Додон, по сути, не согласен с решением Конституционного суда”, - отметил Игорь Боцан.

По его мнению, президент не может игнорировать полностью решение Конституционного суда, а его поступки должны рассматриваться только через политическую призму. Игорь Боцан добавил, что Игорь Додон, согласно Конституции, является гарантом суверенитета и национальной независимости Республики Молдова, но эту гарантию он может давать в качестве посредника между ветвями власти, и когда имеет необходимые полномочия. В свою очередь, полномочия связаны в некотором смысле с парламентом и с правительством, потому что парламент-это основной институт, который выражает, собственно говоря, суверенитет Республики Молдова, а правительство является основным исполнителем политики государства.

Аналитик добавил, что на международном уровне партнеры Республики Молдова, а так же страны, которые имеют особый интерес к этому региону, видят, что в этой стране нет единства в отношении обеспечения безопасности государства, что ветви власти и основные институты находятся на разных позициях. По его мнению, безусловно, это показывает уязвимость страны, но постановление Конституционного суда от 2 мая поставила точки над „i”. По его словам, решение суда расшифровывает понятие нейтралитета, как он проявляется, настаивая на том, что, несмотря на нейтралитет, на мирное время, Республика Молдова имеет право и даже обязана принять меры для обеспечения безопасности страны.