|
|
Дорина Балтаг | |
Европейская политика соседства, которая определяет отношения Евросоюза с соседними странами, начиная с 2004 года, была разработана и разумно пересмотрена с тех пор таким образом, чтобы предложить постсоветским и североафриканским государствам, включая Молдову и Украину, „все, кроме институтов”. Такой подход обеспечивал экономические выгоды, но не давал статус члена ЕС. Причина такого подхода кроется, помимо прочего, в различном уровне поддержки государствами-членами ЕС стремления Молдовы и Украины присоединиться к их сообществу. Страны Центральной и Восточной Европы, которые вступили в ЕС сравнительно недавно, в целом с большим энтузиазмом относятся к теме расширения Евросоюза. Напротив, страны, оказывающие большее влияние на повестку расширения ЕС, такие как Германия, Нидерланды и Франция, проявляли больше осторожности и занимали более сдержанную позицию. Чтобы смягчить эффект от этого расхождения в позициях, европейская политика соседства предложила новаторское решение – Восточное партнерство, которое предоставило Молдове и Украине существенные выгоды в результате подписания соглашений об ассоциации.
Никогда прежде не было столь очевидно, как в феврале 2022 года, когда Российская Федерация начала войну в Украине, что процесс интеграции в ЕС очень важен с точки зрения разрыва с российской сферой влияния. Поэтому установление более тесных связей с ЕС стало важнейшей стратегией контроля и сдерживания территориальной агрессии России в этих странах. Продолжающаяся война в Украине, и в первую очередь агрессивные действия России, оказалась решающей проверкой для повестки расширения ЕС. Именно в этих сложных геополитических условиях возникло Европейское политическое сообщество (ЕПС), которое отражает изменчивую динамику европейского политического ландшафта.
Создание ЕПС стало признанием насущной необходимости сотрудничества для реагирования на вызовы в сфере безопасности, исходящие от России, и для обеспечения более безопасного и процветающего будущего для стран региона. В этом контексте второе совещание ЕПС, состоявшееся в Молдове, принесло ряд ключевых результатов, имеющих значительные последствия как для страны, так и для европейского сообщества. Круглые столы, проведенные в период саммита, сыграли важнейшую роль в обсуждении ключевых вопросов. Если говорить о безопасности, то участники совещания ЕПС подчеркнули важность стабильности и безопасности в регионе, прежде всего, в связи с продолжающимися конфликтами – войной в Украине и Нагорно-карабахским конфликтом. Они указали на необходимость единого подхода к этим общим вызовам для обеспечения мира в регионе. Что касается энергетики, то саммит способствовал расширению сотрудничества и диалога между государствами-членами Евросоюза и странами, не входящими в ЕС, создав возможности для наращивания экономического сотрудничества, особенно в таких секторах, как энергетика и связь.
Однако оба саммита (в Праге и Бульбоаке), хотя в центре их внимания находились вопросы безопасности и энергетики, предложили Молдове и Украине дополнительный путь к членству в ЕС, соответствующий видению президента Макрона, высказанному в его речи от 9 мая. Усталость, порожденная расширением ЕС в лице волны восточноевропейских стран, вступивших в Евросоюз в 2004 году, замедлила процесс расширения, оставив в подвешенном состоянии таких перспективных кандидатов, как страны Западных Балкан. Несмотря на то, что год назад Украина и Молдова получили статус кандидатов в члены ЕС, путь к полноправному членству долог и занимает в среднем свыше пяти лет. В качестве примера можно привести опыт Хорватии, которой потребовалось десятилетие, чтобы стать полноправным членом ЕС. Более того, в случае Украины проблемы послевоенного восстановления могут еще больше затянуть сроки интеграции в ЕС. Очевидно, что теперь основное внимание будет сосредоточено на определении курса, который позволит Молдове и Украине эффективно пройти по пути интеграции в ЕС.
Какую же роль сыграл саммит в процессе расширения ЕС для Молдовы и Украины, и каким образом он навел мосты с Евросоюзом?
Прежде всего, в центре внимания ЕПС находится Европейский Союз.
Важно подчеркнуть сфокусированный на ЕС характер данной инициативы, она имеет тесные связи с председателями Европейского совета, Европейской комиссии и Европейской службы внешних действий, каждый из которых желает быть уверенным в том, что когда речь идет о проведении реформ в странах, стремящихся вступить в ЕС, эти реформы согласуются с приоритетами Евросоюза. Таким образом, не подменяя собой формальный процесс вступления в ЕС, ЕПС превратился в промежуточный форум для стимулирования институциональных реформ и для обеспечения большей безопасности Молдове и Украине. Для поддержки последних, к примеру, Европейская комиссия еще до начала саммита объявила о расширении поддержки в целях интеграции Молдовы, выделив денежные транши на теплоизоляцию зданий (160 миллионов евро), на модернизацию железной дороги (50 миллионов евро) и на укрепление вооруженных сил (40 миллионов евро), что, с учетом предыдущего финансирования, предоставленного в 2021 году, составляет 1,6 миллиарда евро. В то же время вопросы, обсуждаемые на повестке саммита (такие как комплексный подход к энергетической и транспортной инфраструктуре, содействие инвестициям и передаче технологий для обеспечения безопасной и зеленой энергетической инфраструктуры, а также обеспечение безопасности цифрового пространства), являются сферами политик, которые связывают восточноевропейские страны со странами Западной Европы и пересекаются с темами, обсуждаемыми в процессе расширения ЕС.
Во-вторых, ЕПС обеспечило прогресс в рамках общей повестки дня Молдовы и Украины.
Во-вторых, активное участие в текущих и будущих инициативах в рамках ЕПС открывает возможности для построения партнерских отношений и продвижения общей повестки дня, в частности, это касается Молдовы и Украины. Хотя эта тема и не являлась официальным пунктом повестки дня, вступление в ЕС оказалось в центре дискуссий после заявлений президента Украины Зеленского и президента Молдовы Санду. Президент Санду стратегически воспользовалась саммитом, чтобы подтвердить европейские устремления Молдовы и заявить о цели страны вступить в ЕС к 2030 году. Кроме того, президент Зеленский привел аргументы против любого рода длительных задержек с расширением Евросоюза и НАТО, указав на последствия медленного расширения – агрессивную российскую политику аннексии в отношении обеих восточноевропейских стран. На политическом ландшафте ЕС произошел очевидный сдвиг: даже те государства ЕС, которые ранее маргинализировали страны Восточного партнерства и отдавали предпочтение странам Средиземноморского союза, такие как Франция, изменили свою позицию. Сейчас президент Макрон признает необходимость предоставления Украине осязаемых и заслуживающих доверия гарантий безопасности по мере ее перехода к членству в НАТО и ЕС. Он признает, что Украина играет решающую роль в защите Европы и в обеспечении гарантий безопасности. Эти перемены в политике Франции отражают растущее осознание того, что расширение Евросоюза необходимо для предотвращения попадания стран-кандидатов под геополитическое влияние России. Они также подчеркивают признание того, что ЕС необходимо усовершенствовать свои процессы принятия решений, чтобы эффективно реагировать на развитие геополитической ситуации.
В-третьих, ЕПС послужило толчком к обновлению концепции расширения ЕС.
Равнение ЕПС на геополитические устремления Евросоюза и предложения по обновленной политике расширения знаменуют собой значительный сдвиг в европейском дискурсе переговоров по вступлению в ЕС, предлагая странам-кандидатам новые преимущества и перспективы. Поэтому саммит следует рассматривать как часть более широкой картины в лице „Геополитической комиссии”, нацеленной на стабилизацию соседствующих с ЕС стран, на ускорение расширения и на продвижение многостороннего подхода. В соответствии с этим видением, 18 мая 2022 года председатель Европейского совета Мишель представил предложение, расширяющее инициативу о ЕПС президента Макрона. Это предложение подчеркивает, что геополитическое сообщество простирается за пределы традиционного подхода и методов расширения, применявшихся до сих пор. Для достижения единства Европы Евросоюзу необходимо реформировать свою политику расширения, включив в нее подход в форме постепенной и поэтапной интеграции, даже когда в это время идет процесс вступления в ЕС. Европейский совет одобрил эту амбициозную концепцию в июне 2022 года, подчеркнув необходимость продвижения постепенной интеграции между Евросоюзом и странами-кандидатами на протяжении всего процесса расширения – обратимым образом, исходя из достигнутого и основываясь на пересмотренной методологии. Эти события демонстрируют стремление ЕС пересмотреть свой подход к процессу вступления и продвигать более тесные связи со странами-кандидатами.
Анализируя смену динамики европейской интеграции
Учитывая то, что в прошлом году председатель Европейского совета Мишель предложил провести всеобъемлющую переоценку пути к членству в ЕС, Молдова и Украина переживают решающий момент в реализации своих национальных устремлений по интеграции в ЕС, поскольку процесс вступления претерпевает значительную смену парадигмы. Фактически, для этих стран начинается новая эра – получение странами-кандидатами осязаемых выгод в период присоединения, в отличие от предшествовавших процессов, когда вознаграждения откладывались до получения полноправного членства в ЕС. Такое предложение соответствует предыдущим рекомендациям, включая французский документ от 2019 года о реформировании политики расширения. В документе предлагалось выстроить переговоры вокруг отдельных блоков политик, в которые страны-кандидаты будут включаться поэтапно. Это должно было сочетаться с принципом обратимости – для реагирования на ситуации, когда страна-кандидат полностью или частично перестает соответствовать тем или иным критериям или перестает выполнять взятые на себя обязательства.
Приняв эти перемены, руководство Молдовы и Украины должно выйти за рамки политической риторики и продемонстрировать осязаемые результаты в проведении фундаментальных реформ для обеспечения равного уровня с членами ЕС. Евросоюз внимательно следит за прогрессом этих стран, определяя конкретные условия для оценки уровня их готовности к вступлению в ЕС. По словам еврокомиссара по расширению Вархели, Украина добилась прогресса, выполнив два из семи условий для вступления в ЕС. Эти условия включают в себя борьбу с коррупцией и проведение всеобъемлющих судебных реформ. Украинские власти уже приняли меры против обвиняемых в коррупции, направленные против политиков, госслужащих и олигархов. Например, бывший начальник отдела Министерства обороны Украины в настоящее время находится под следствием Генеральной прокуратуры по подозрению в присвоении значительных средств. Кроме того, недавний арест главы Верховного суда по обвинению во взяточничестве на сумму 2,7 миллиона долларов (около 2,5 миллиона евро) свидетельствует о продолжающихся усилиях по борьбе с коррупцией и обеспечению подотчетности в Украине. Хотя Вархели признал наличие положительной динамики, он подчеркнул, что Украине необходимо укрепить систему борьбы с отмыванием денег и принять дополнительные меры против коррупции. Аналогичным образом, Молдова полностью выполнила три из девяти условий, связанных с демократическими реформами, диалогом с гражданским обществом и защитой прав человека. Страна добилась значительного прогресса в реформировании правосудия, деолигархизации и реформах управления государственными финансами. Вместе с тем, сейчас необходимо сделать упор на борьбу с коррупцией, борьбу с организованной преступностью, включая возврат активов и борьбу с финансовыми преступлениями, а также на проведение реформ государственного управления. Обе страны должны продолжать прилагать усилия и демонстрировать конкретный прогресс в этих областях, чтобы улучшить свои перспективы вступления в ЕС.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.