logo

Власти должны регламентировать оптовую цену на дизтопливо, эксперт


https://www.ipn.md/index.php/ru/vlasti-dolzhny-reglamentirovat-optovuyu-tsenu-na-diztoplivo-ekspert-7966_1088435.html

За последние дни дизельное топливо подорожало гораздо сильнее, чем за весь прошлый год, и это ставит с ног на голову любую экономическую логику. Экономист Вячеслав Ионицэ уточнил, что за год цена на дизтопливо увеличилась на пять леев, а за последние дни она выросла также на пять леев. Еще одна проблема, на которую указал экономист, заключается в том, что в эти дни оптовые цены были на четыре лея выше, чем розничные. По его мнению, власти должны немедленно регламентировать оптовую цену на дизельное топливо и устранить спекулятивное посредничество, передает IPN.

Эксперт Института развития и социальных инициатив (ИЕПР) „Viitorul” отметил, что в 70% случаев в Молдове используется дизтопливо, а остальной объем приходится на бензин. Два дня назад на автозаправочных станциях дизельное топливо продавали по 25 леев за литр. При этом сельхозпроизводителям его предлагали по оптовой цене в 28,5 или даже 29 леев за 1 литр, что объясняется так называемой „либерализацией” оптового рынка. В этих условиях потребовалось вмешательство Комиссии по чрезвычайным ситуациям, чтобы остановить рост цен, возможно вызванный несовершенным законодательством. „Согласно экономической логике, оптовые цены должны быть ниже розничных. Этот принцип действовал в Молдове на протяжении 30 лет. Но несколько дней назад импортеры нефтепродуктов распоясались”, - сказал эксперт.

Как утверждает Вячеслав Ионицэ, нынешний кризис с нефтепродуктами показал, что в реальности на этом рынке царит монополия, показал то, как монополисты устраивают манипуляции и получают необоснованные сверхприбыли, а также то, как им удается шантажировать власти „отсутствием дизтоплива” в канун весенних полевых работ. По его мнению, некоторые молдавские компании-импортеры нефтепродуктов устроили в Молдове эту игру по тому же сценарию, который применили импортеры нефтепродуктов в Румынии, организовавшие манипуляции на рынке в это же самое время. „На мой взгляд, это была гибридная война. Спецслужбы Румынии расследуют возможные манипуляции на рынке и ситуацию, при которой цена на дизтопливо и бензин необоснованно достигла почти 2,8 евро”, - сообщил экономист.

По его мнению, сегодня Молдова столкнулась с последствиями попустительства монополии на рынке нефтепродуктов. Ведь импортеров всего три, а остальные являются посредниками, которые назначили необоснованную торговую наценку, установив монополию, и сегодня они шантажируют ценой на дизтопливо. „Сжиженный газ, поступающий из России, проблемой не является, а вот поставляемое из Румынии дизтопливо было проблемой. После вмешательства Комиссии по чрезвычайным ситуациям эта проблема исчезла. Дизельное топливо есть, и по нормальной цене. Самой серьезной проблемой сегодня является не розничная цена. Самая серьезная проблема заключается в наступившем хаосе, а оптовые цены у нас бывали и гораздо выше”, - пояснил эксперт.

По его мнению, Совет по конкуренции должен ответить на вопросы: каким образом дизельное топливо при оптовой продаже может быть дороже, чем продаваемое в розницу на АЗС? Нет ли здесь злоупотреблений своим доминирующим положением со стороны компаний, работающих на местном рынке, и не навязали ли они необоснованную цену? - указал Вячеслав Ионицэ.

Эксперт считает, что молдавским властям следует регламентировать оптовую цену, которая должна включать в себя розничную цену, устанавливаемую Национальным агентством по регулированию в энергетике для автозаправочных станций, за вычетом расходов АЗС. То есть цена должна быть на 1–1,5 лея ниже, потому что складывается впечатление, что с одной стороны рынок либерализован, а с другой стороны – нет.

По мнению эксперта, Совет по конкуренции должен применить штрафные санкции за происходившее в течение двух дней на рынке нефтепродуктов. Если не наложить штрафы, то такие злоупотребления на рынке продолжатся. Кроме того, Служба информации и безопасности должна ответить на вопросы: Почему в Молдове возник этот искусственный хаос? Кто управлял ситуацией, и каким образом оптовая цена на дизтопливо достигла 29 леев?