„В Республике Молдова о проблемах не говорят. О них не говорят ни адвокаты, ни прокуроры, ни судьи. А мы после этого хотим, чтобы о них говорили простые люди, которым страшно. Все хотят, чтобы за них говорил кто-то другой. Но чем больше люди будут об этом говорить, тем быстрее в стране произойдут перемены к лучшему”. Такое мнение высказала адвокат и эксперт в области защиты прав человека Виолетта Гашицой. В интервью для IPN адвокат заявила, что посредством давления на власти общество может добиться лучшей жизни.
„У меня было очень много случаев, когда многие обращались ко мне, находящейся в Штатах, и говорили: „Послушай, Виолетта, какие нарушения, какие беззакония творят такие-то учреждения, не хотела бы ты об этом рассказать?”. Но кто я такая, и почему я должна об этом рассказывать? Я не являюсь свидетелем этих нарушений, свидетели этих нарушений – вы, соответственно, вы и должны о них говорить. Это – всё, что нужно. И чем больше мы будем об этом говорить, тем быстрее мы осуществим перемены”, - отметила адвокат, вот уже несколько лет как переехавшая в Соединённые Штаты.
По её мнению, корни данной ситуации идут от определённой модели воспитания: „„Это нам не нужно. Правительство, государство занимаются своими делами, которые нас не касаются”. И когда мы слышим о случае, когда нарушаются основные права человека, наше общество реагирует как-то так: „ну, нас это не касается, это проблема соседа, а не моя, это проблема кого-то другого”. Не задумываясь о том, что сегодня это проблема соседа, а завтра она может коснуться и меня. Вот с этого всё и начинается – на всех нас лежит определённая доля вины, потому что мы не говорим об этих проблемах, не выходим на массовые акции протеста, чтобы показать властям, что мы видим то, что они делают, и не мы находимся в услужении властей, а они находятся у нас на службе. Мы им платим, поэтому должны с них требовать”,- утверждает Виолетта Гашицой.
По её словам, в странах с демократическими традициями, когда там нарушаются основные права простого гражданина, и об этом становится известно, то общество выходит на протесты. „Путём акций протеста, за счёт демонстрации несогласия общества с действиями властей, в Америке были изменены очень многие законы. Законы здесь чаще всего меняют в зависимости от давления со стороны общества. И не потому, что этого захотели власти, а под общественным давлением”, - отметила эксперт.
Виолетта Гашицой утверждает, что изменения вносятся в законодательство в основном при смене власти. „Например, если мы проанализируем Закон о прокуратуре, то обнаружим, что этот закон менялся всякий раз, когда менялась власть. Если мы проведём углублённый анализ, начав с авторов изменений этого закона, то увидим, что изменения были внесены в конкретных интересах – чтобы на должность генерального прокурора можно было баллотироваться, к примеру, кому-то из окружения нынешней или прежней власти. Таким образом, изменения были осуществлены путём согласования, я бы так сказала, с интересами конкретного заинтересованного кандидата, с интересами партии или власти. Это же самое происходит повсюду”, - поясняет адвокат.
По её словам, о каких реформах может идти речь, если закон меняется не в интересах общества и не для того, чтобы он приносил пользу обществу, а в интересах власти? Чтобы кто-то удержался в должности на как можно большее количество лет, или чтобы можно было назначить конкретную кандидатуру на ту или иную государственную должность или ключевой пост в государстве. „Это – не реформа, это – беззаконие в обёртке закона. Именно это мы наблюдали и совсем недавно. Потому что все мы надеялись, что со сменой власти, с проведением новых выборов, у нас будут реализованы реформы, и я в это верила, я была очень активна на выборах. Мы думали, мы надеялись, что, приведя новую силу в правительство, приведя новую силу в парламент, что тем самым мы приведём туда и компетентных людей. Не тут-то было. Мы пришли к тому моменту, когда они поступили так же, как и предыдущие правительства, внеся изменения в закон, чтобы согласовать его с личными интересами”, - рассказала Виолетта Гашицой.
---
Интервью подготовлено в рамках проекта Информационного агентства IPN „Образ несправедливости мультимедийными средствами”. С его видеоверсией можно ознакомиться здесь.