logo

Варианты развития украинской войны и выводы для Республики Молдова. Op-Ed Анатола Цэрану


https://www.ipn.md/index.php/ru/varianty-razvitiya-ukrainskoy-voyny-i-vyvody-dlya-respubliki-moldova-op-7978_1090312.html

 

 

В сложившихся условиях Республика Молдова должна иметь планы реагирования на любые варианты развития событий, к которым прибегнет Россия. Война в Украине создала ситуацию глубокого кризиса в нескольких сферах жизни молдавского государства. Но эта война раскрыла и неожиданные возможности, которые необходимо использовать максимально полно...

 

Анатол Цэрану
 

Еще два месяца назад в прессе широко обсуждались перспективы мирного переговорного процесса между Украиной и Россией. Ожидалось, что перемирие с прекращением огня будет подписано уже в мае. Даже если на тот момент все понимали, что Москва задумывала мирные переговоры с позиции военно-политического радикализма, вызванного надеждой на кардинальное улучшение своего положения на поле боя, тем не менее, надежда на прекращение горячей фазы войны была велика. Но эти надежды рухнули в условиях, когда в последние недели российская армия не смогла зафиксировать заметные военные успехи, а человеческие и материальные ресурсы России становятся все меньше. Однако Москва продолжает по инерции выдвигать неприемлемые для Киева мирные условия, вынуждая Украину думать, что с Москвой нельзя договориться ни о чем другом, кроме как об эпизодических гуманитарных коридорах и обмене пленными. А после переброса российских войск из Киевской области в сторону Донбасса, время начало работать против России, что побудило Кремль еще больше задуматься о том, как почетно выйти из войны.

Три варианта мира и все плохие...

Не сумев поставить Украину на колени во время молниеносной войны, Россия столкнулась с несколькими вариантами развития ситуации. Очень маловероятным вариантом на сегодняшний день является отвод российских войск на линии, на которых они находились 23 февраля 2022 года, с соглашением о прекращении огня, но без официального признания поражения в так называемой специальной военной операции в Украине. Такой вариант можно подтвердить тезисом, уже выдвинутым в официальных российских СМИ, о том, что война ведется не против Украины, а против НАТО, но на территории соседней страны. Условиями мира было бы согласие Украины отложить на неопределенный срок политический статус Крыма и Донбасса, возвращение всех заключенных и депортированных лиц, а со стороны Запада отказ или облегчение режима санкций, и все вместе могут быть одним из приемлемых путей выхода России из сложившейся ситуации.

Другой вариант, вероятность которого сегодня относительно низкая, но далеко не нулевая, - это эскалация войны с попыткой вовлечь США и НАТО в прямые переговоры. Этот сценарий наиболее рискован для Москвы, но на фоне начала процесса присоединения Швеции и Финляндии к Альянсу и увеличения военной помощи Украине, Кремль может воспользоваться им. Операция в Молдове или нападение на инфраструктуру этих структур, например, на территории Польши, или некоторые демонстрационные, но ограниченные военные действия против стран Балтии или против той же Финляндии и Швеции - сегодня все это полностью не исключается. Целью такой эскалации будет не военная победа, а попытка проверить единство Запада, возможно, даже разрушить это единство. Также этот вариант приводит к устранению необходимости вести переговоры исключительно с Киевом, который является крайне неудобным собеседником для Москвы. Конечно, основной ценой, которую нужно заплатить за такой вариант, будет еще большая экономическая изоляция России, в первую очередь, от Европы, и Кремль вряд ли возьмет на себя риск сделать это в нынешней ситуации.

Еще один вариант для Кремля означал бы прибегнуть к методу Троцкого, использованного во время переговоров по Брест-Литовскому мирному соглашению 1918 года: „Нет войны - нет мира”. Этот вариант может быть применен после оккупации российской армией административных границ Донбасса и предполагает снижение интенсивности боевых действий до их прекращения, но без официального окончания войны. И сегодня этот вариант кажется наиболее вероятным.

Возможные действия и последствия для Москвы

Москве нужен достойный мир не только из-за ее неспособности заставить Украину капитулировать, но и из-за растущей вероятности того, что украинская армия вытеснит российские войска с оккупированных территорий, по крайней мере, с некоторых из них, используя оружие, полученное с Запада. Тут Москва должна завоевать дипломатические позиции, продемонстрировать готовность к какому-то соглашению о прекращении огня и, по крайней мере, заручиться поддержкой французских и немецких дипломатов, которые заявили о своей заинтересованности в мирном соглашении ценой территориальных уступок со стороны Украины. По мнению некоторых экспертов, для реализации этого варианта российские власти, не обремененные международным правом или морально-этическими принципами, или просто элементарной верностью данному слову, могут использовать украинских военнопленных и перемещенных гражданских лиц в качестве разменной монеты в переговорах.

Чтобы убедить Украину заключить перемирие, российская дипломатия начала обвинять Киев в срыве мирных переговоров. Кремль не может не понимать, что территории, выжженные войной, экономически опустошены и испытали сильный отток населения – эти территории представляют собой экономическую пустыню, сохранение и контроль которой потребует больших усилий и ресурсов с постоянными потерями среди оккупантов. При этом не исчезнут удушающие санкции, а использованный военный потенциал будет либо трудно обновить, либо совершенно невозможно заменить. Таким образом, Россия может попробовать вариант отсрочки плана полной капитуляции Украины, в том числе рассчитывая на некоторые серьезные трудности, негативно влияющие на мировую экономику.

Негативный момент для российских властей в случае сценария „нет войны - нет мира” заключается в том, что он не снимает с повестки дня вопрос о полном восстановлении территориальной целостности Украины. Здесь подразумевается, что даже если Россия выберет этот вариант, это не означает, что Украина откажется от своих целей. А истощение российской армии на поле боя с неопределенными перспективами военного поражения Украины означало бы для Москвы, что она будет сильно ослаблена и в других областях - она может просто потерять контроль над другими территориями постсоветского пространства, где есть замороженные конфликты и непризнанные государства, к появлению которых она способствовала в прошлые десятилетия. Это означает, что долгосрочное ослабление России поднимет серьезный вопрос и об ее выходе из Молдовы (Приднестровье), Грузии (Абхазия и Южная Осетия) и Азербайджана (Нагорный Карабах).

Необходимы планы мер для каждого действия

В сложившихся условиях Республика Молдова должна иметь планы реагирования на любые варианты развития событий, к которым прибегнет Россия. Война в Украине создала ситуацию глубокого кризиса в нескольких сферах жизни молдавского государства. Но эта война раскрыла и неожиданные возможности, которые необходимо использовать максимально полно. Во-первых, необходимо активизировать действия в области европейской интеграции Республики Молдова и в связи с этим наиболее актуальным является саммит ЕС, намеченный на 23-24 июня этого года, на котором будет обсуждаться возможность предоставления нашей стране статуса кандидата на вступление в ЕС.

Обострению экономической ситуации необходимо противодействовать энергичными мерами экономического сотрудничества с нашим главным партнером - Румынией. В связи с этим важно в полной мере использовать совместное заседание парламентов Румынии и Республики Молдова, запланированное на июнь текущего года, решения которого должны сводиться не только к символическим жестам, но и к внедрению конкретных проектов экономического и долгосрочного сотрудничества. Война в Украине вернула на передний план общественного внимания Республики Молдова необходимость укрепления солидарности и национального единства румынского этнокультурного пространства как решающего фактора повышения устойчивости молдавского государства перед лицом возможной военной агрессии извне. Интенсификация интеграции с Румынией означает для Республики Молдова отрыв от российского пространства, от заявлений Кремля о включении нашего государства в зону преференциального геополитического влияния Москвы. И наоборот, пренебрежение и противодействие процессу взаимного сотрудничества между Румынией и Республикой Молдова равносильно разоружению молдавского государства перед лицом империалистических устремлений Москвы к восстановлению так называемой „исторической России”.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.